💸 Как и сколько вы будете зарабатывать
Вложения в бизнес: 1 млн. руб.
Паушальный взнос: Отсутствует
Итого общие инвестиции: от 1 млн. руб.
Роялти: 0
Описание компании Самокат
Франшиза сервиса доставки “Самокат”: существует или нет
Сервис доставки продуктов “Самокат” в 2017 году запустили предприниматели Родион Шишков и Вячеслав Бочаров. Всего за несколько лет услуги компании стали пользоваться большим спросом в ряде городов России. Проект быстро масштабируется и выходит даже в небольшие города.
Понимая причины увеличения популярности онлайн-заказа продуктов и видя столь стремительный рост компании, многие предприниматели интересуются вопросом, а можно ли присоединиться к бренду и купить франшизу “Самокат”. Ведь бизнес под вывеской “Самоката” наверняка гарантирует большой поток клиентов, а масштабирование подобного проекта методом франчайзинга представляется вполне логичным решением, которое принесет выгоду как владельцам бизнеса, так и его партнерам-франчайзи.
Бизнес-модель “Самоката”
Чтобы лучше понять, какие схемы сотрудничества могут заинтересовать “Самокат”, для начала подробнее разберем, по какому принципу работает данный сервис доставки.
“Самокат” появился в 2017 году и стал первым в стране сервисом доставки из дарксторов.
Дарксторы - это особые форматы складов, в которых товары собираются для онлайн-заказов и непосредственно для передачи в доставку. То есть в них не имеется продавцов, а работают лишь сборщики, комплектующие заказы и передающие их курьерам.
Располагаться даркторы могут поблизости от заказчиков, в том числе и в относительно небольших помещениях, что позволяет быстро выполнять заказы. “Самокат” как раз-таки и располагает свои дарксторы в густонаселенных районах, а их площадь часто составляет 180-220 квадратов.
В среднем, радиус доставки даркстора “Самоката” составляет 1,5 километра. Пользователи оставляют заказы в приложениях на iOS и Android, а курьеры на велосипедах доставляют их в течение 15-30 минут. В итоге покупатели могут сэкономить время и силы, не тратя их на поход в магазин и стояние в очередях. Не простаивают и сами курьеры - их график оптимизируется с помощью искусственного интеллекта, который умеет прогнозировать уровень спроса. Причем, курьер получает фиксированную почасовую оплату независимо от количества заказов.
Основу ассортимента “Самоката” составляют базовые продукты, которые также продаются в магазинах формата у дома. Это бакалейные товары, хлеб, овощи, мясо, снеки, бытовая химия, косметика, товары для дома, зоотовары. Со временем у “Самоката” также появились товары для спортсменов и вегетарианцев, готовая еда из ресторанов. В том числе компания продает товары под собственной торговой маркой (на 2022 год - более 800 товаров). Стандартные дарксторы имеют около 2,5 тыс. товарных позиций. Также есть и более крупные склады и склады-хабы с расширенным ассортиментом.
Во время пандемии COVID-19 и связанных с ней ограничений рынок экспресс-доставки рос ускоренными темпами. Фактически из просто альтернативного метода покупок доставка стала услугой первой необходимости. В первые месяцы пандемии Вячеслав Бочаров рассказывал о росте компании в 3,5 раза и приеме на работу сотен курьеров в неделю.
На конец 2022 года “Самокат” был крупнейшим в Европе сервисом по числу дарксторов (1092 точки), а также первым по количеству заказов в России на рынке e-grocery. По данным Data Insight, на “Самокат” приходится 35% всех доставок в стране. На конец июня 2023 года сеть работает уже в 103 городах.
Описание франшизы Самокат
Франшизу “Самокат” купить нельзя. Причины
У сервиса “Самокат” пока нет своей франшизы и на момент написания статьи она не планируется. Во время конференции в Новосибирске, основатель бренда Вячеслав Бочаров заявил, что развитие сервиса сопровождаться подключением франчайзинга не будет.
Такой выбор не означает, что “Самокат” решил полностью полагаться в своем развитии только на собственные силы, даже наоборот. Ранее “Сбербанк” и Mail.ru Group выкупили более 75% “Самоката”. Сам онлайн-магазин напрямую связан с экосистемой “Сбера”, курьеры работают по маршрутам от “2ГИС”, а перевозка и хранения товаров основывается на “Сберлогистике”. Позже VK (до 12 октября 2021 года — Mail.ru Group) и “Сбер” договорились о о разделе совместного предприятия «О2О Холдинг», в рамках которого сервис “Самокат” полностью перешел “Сберу”.
Хотя заключение сделки не повлияло на состав команды сервиса и организацию его деятельности, с учетом финансовой поддержки от основного банка страны “Самокат” может себя чувствовать вполне уверенно. Поскольку “Самокат” хорошо известен в стране, имеет большое финансирование и команду, то привлечение дополнительных средств методом франчайзинга для дальнейшего развития ему просто не требуется.
Кроме того, не стоит забывать, что франшиза несет за собой не только выгоды, но и множество сложностей. Мало того, что бизнес требуется грамотно упаковать и разработать финансовую модель, требуется создать отдел франчайзинга и проводить регулярный контроль работы франчайзи, чтобы те соблюдали корпоративные стандарты и не снижали репутацию сети в глазах клиентов. По этим и другим причинам франшизу не решаются заводить и многие другие компании.
Прочие методы сотрудничества с “Самокатом”
Для работы вместе с сервисом “Самокат” существуют прочие возможности. Например, сеть заинтересована в недвижимости. Для организации своих складов магазину требуется арендовать на срок от 3 лет или покупать помещения площадью от 200 кв. метров на первых этажах зданий и с мощностью электросети не менее 25 кВт. Также “Самокат” производит закупки товаров у местного бизнеса.
В качестве поставщиков компанию интересуют такие организации, которые смогут:
- Заниматься производством продукции под брендом “Самокат”;
- Заниматься поставками товаров, которые еще не представлены в каталоге “Самоката”;
- Заниматься поставками товара сервису “Самокат” на эксклюзивных правах;
- Заниматься совместным проведением скидок и акций;
- Организовывать бесперебойное производство товаров.
Чтобы предложить сотруднчество, предприниматель может связаться с компанией через контакты, обозначенные на официальном сайте “Самоката” и отправить коммерческое предложение. После проверки вашего предприятия и его продукции, аудиторы компании свяжутся с вами с положительным или отрицательным ответом.
Комментарии