Франшизы аттракционов виртуальной реальности, обзорная статья
Аттракционы виртуальной реальности притягивают посетителей возможностью получить необычные ощущения и ненадолго переместиться из повседневности в яркий мир фантазий. В выдуманном мире, созданном талантливыми программистами, человек может стать кем угодно – в его распоряжении находятся герои всех кинофильмов и компьютерных игр, включенных в картотеку аттракциона. Чем больше интересных разработок появляется в данной сере, тем сильнее желание потребителей испробовать на себе новые возможности вирту
Принимая во внимание небольшой размер первоначальных инвестиций и несомненный потребительский интерес, проект по открытию своего бизнеса на аттракционе виртуальной реальности можно оценить как достаточно перспективный. Однако предприниматель, решивший сделать ставку на рынок виртуальных развлечений, все-таки должен обладать изрядной долей смелости, поскольку риск связаться с недобросовестным партнером в данной сфере достаточно высок. Поэтому к выбору франчайзера необходимо подойти со всей серьезностью.
Преимущества бизнеса на аттракционах виртуальной реальности
Чтобы открыть бизнес на аттракционах виртуальной реальности, не нужен предпринимательский опыт. По сути, вся деятельность предпринимателя после покупки аппарата сводится к его обслуживанию, ведению учета прибыли и уплате налогов. Чтобы сэкономить на найме сотрудников, предприниматель может сам выполнять обязанности администратора (общаться с посетителями, осуществлять запуск аттракциона и следить за временем) – тогда при сменном графике работы ему понадобится всего один помощник.
Данный бизнес достаточно прост в организации – для его открытия не нужно каких-либо специальных разрешений (только регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности – больше всего в данном случае подойдет ИП). Все, что потребуется – это небольшое помещение или просто площадь (самый распространенный вариант – в торгово-развлекательном комплексе или в парке отдыха). Главное – чтоб там было электричество, обеспечивающее работу аппаратуры. Больших затрат на пиар аттракционы виртуальной реальности, как правило, не требуют – как правило, большую часть стратегии продвижения составляет «живая реклама».
Помимо всего прочего, бизнес на аттракционах виртуальной реальности достаточно мобилен. То есть если предприниматель понимает, что расположение в определенном месте приносит прибыль более низкую, чем та, на которую он рассчитывал, то он всегда может договориться об аренде в другом месте и перевезти аппаратуру туда.
В чем выгода франшиз аттракционов виртуальной реальности?
Казалось бы, если бизнес в данной сфере настолько просто организовать, то какой смысл тогда приобретать франшизу? Однако необходимо помнить, что прибыльность подобных аттракционов по большей части зависит от возможностей оборудования и программного обеспечения, которые лежат в их основе. В основе состоявшихся и успешных предприятий в данной области лежит уникальная аппаратуры – то есть та, которую компания производит сама, либо та, которую в России простым обывателям приобрести невозможно. Именно аппаратура является главным козырем брендов, предлагающих франшизное сотрудничество.
Франшизы аттракционов
Название |
Год основания |
Всего открыто |
Прибыль, руб. в мес. |
Окупаемость от, мес. |
Hello Park | 2011 | 41 | 270 000 | 24 |
Alpenroad | 2016 | 43 | 50 000 | 12 |
Сумасшедший тир | 2017 | 2 | 60 000 | 1 |
Зов Джунглей | 2015 | 5 | 350 000 | 8 |
Дети в краске | 2014 | 5 | 150 000 | 4 |
Джуманджи | 2015 | 15 | 300 000 | 8 |
ВАУ! Музей | 2011 | 5 | 700 000 | 3 |
Мультистория | 2013 | 11 | н/д | 6 |
Panorama | 2016 | 24 | 230 000 | 4 |
Лаборатория Механик | 2013 | 5 | н/д | 3 |
Virtum | 2014 | 10 | н/д | 3 |
Эйнштейнариум | 2013 | 2 | н/д | 1 |
Криошоу | 2012 | 4 | н/д | 6 |
Открывашка | 2011 | 63 | н/д | н/д |
Пузыри-шоу | 2011 | 45 | н/д | 2 |
Аттракцион 360° | 2011 | 22 | н/д | 1 |
Дети могут и Малышарики | 2015 | 2 | н/д | 12 |
Лаборатория чудес | 2009 | 4 | н/д | 6 |
Сердитые птицы | 2014 | 9 | н/д | 2 |
Смешарики | 2003 | 27 | н/д | н/д |
Sugar Dance | 2010 | 114 | н/д | 6 |
Бампербол | 2012 | 11 | н/д | 3 |
Физика Невозможного | 2009 | н/д | н/д | 8 |
Джунгли | 2010 | 7 | н/д | 16 |
Джон Малыш | 2010 | 48 | н/д | 4 |
Простая Наука | 2012 | 3 | н/д | 4 |
ЭкстримЛэнд | 2002 | н/д | н/д | 48 |
ПандаПарк | 2009 | 8 | н/д | 6 |
Расфокусники | 2008 | 6 | н/д | 2 |
TransForce | 2005 | 50 | н/д | 12 |
«Oculus VR»
Аппаратура данной марки является беспрецедентным лидером на рынке виртуальной реальности и лежит в основе многих стартапов. Наибольшую известность и популярность приобрели шлемы виртуальной реальности «Oculus Rift» и «Oculus Rift DK2», позволяющие в полной мере ощутить эффект присутствия в искусственно созданном мире. В России приобрести аппаратуру данного бренда проблематично, поэтому бизнесмены обычно закупают ее за границей. Именно недоступность продукции широкому пользователю и обеспечивает приток посетителей на аттракционы.
Одним из примеров бизнеса на основе продукции «Oculus VR» является франчайзер «Аттракцион виртуальной реальности 360°». Чтобы открыть франшизный аттракцион данного бренда, предпринимателю потребуется первоначальный капитал размером 60-150 тысяч (в зависимости от региона и сложности аттракциона). Франчайзер обещает, что инвестиции в открытие данного бизнеса окупятся уже через 1-2 месяца, а прибыль при максимальной нагрузке может достигать 180 тысяч рублей в месяц. Ежемесячные траты составят примерно 35-40 тысяч.
«Fibrum»
На российский рынок франшиза данного бренда вышла в 2015 году, и аналогов продукции компании «Fibrum» на российском рынке пока что не существует. Аттракцион представляет собой прокат портативного шлема виртуальной реальности, который работает от смартфона с любой платформой (главное, чтобы диагональ устройства составляла 4-6 дюймов). Для открытия франшизного аттракциона понадобится небольшая точка площадью от 2 до 5 квадратных метров (киоск, павильон или островок в торговом комплексе) и стартовые инвестиции порядка 158-228 тысяч рублей. Роялти составит 10%от прибыли аттракциона – но не меньше чем 10 тысяч рублей. Представители бренда обещают, что вложения в проект окупятся за 1-2 месяца.
«Yotto Group»
Российский бренд «Yotto Group» также предлагает франшизу аттракционов виртуальной реальности. По своему формату аттракционы данного бренда ближе всего к 5D-кинотеатрам, однако здесь посетители могут не только почувствовать «эффект включенности» со всеми положенными данному жанру спецэффектами («мышиные хвостики», «ветер в лицо», «брызги воды» и т.д.), но и самостоятельно управлять сюжетом фильма-игры, стреляя по целям, манипулируя движениями платформы и т.д. В России действуют интерактивные аттракционы «Exo Box» и «Exo Skelet», в основе которых лежат разработки инженеров и программистов «Yotto Group».
Размер стартового капитала для запуска франшизного предприятия данного бренда составит от 1,7 до 2,5 миллионов рублей. Роялти составит 40 рублей с запуска одного интерактивного фильма либо 5% от общей месячной прибыли аттракциона. Необходимая площадь – около 10 квадратных метров. Франчайзер утверждает, что максимальная прибыль в месяц составляет порядка 300 тысяч рублей, а окупаются вложения в открытие бизнеса примерно за 6-12 месяцев.
«Sugar Dance»
Эти аттракционы являются детищем российского бренда «GreenRoomWorkers» и представляют собой студии «дополненной реальности», где любой желающий может заказать создание забавного клипа в формате «танцующей головы» (где к фотографии клиента будут пририсованы танцующие части другого тела), оживающей 3D-фотографии либо «дополненной реальности» (клиент снимается на фоне зеленого фона, осле чего на этот фон накладывается выбранная картинка – таким образом, заказчик может выбрать для себя любую роль: поп-звезды, покорителя космоса, укротителя диких зверей и т.д.).
Чтобы открыть франшизную портативную студию «Sugar Dance», предприниматель должен располагать площадью в 4 квадратных метра и первоначальным капиталом от 430 тысяч рублей. Общий вес оборудования, предоставляемого брендом, составляет примерно 92 килограмма, однако при покупке самого недорогого франшизного пакета предприниматель обеспечивает себя всей необходимой аппаратурой самостоятельно.
Как выбрать ответственного франчайзера
На что стоит обратить внимание при поиске партнера-франчайзера?
Свободна ли ниша данного бренда в вашем городе? Заранее узнавайте, получает ли покупатель франшизного пакета на эксклюзивное представительство бренда в своем регионе, и есть ли на данной территории действующие представители компании.
Помощь в выборе площадки для открытия точки. Толковый франчайзер не только снабжает своего представителя критериями выбора наиболее удачной площадки для размещения аттракциона, но и оказывает содействие в переговорах с арендодателями, чтобы франчайзи смог добиться наиболее выгодных условий об арендной ставке.
Оборудование: свое или перекупленное? Необходимо узнать, является ли франчайзер производителем предоставляемого оборудования или же просто посредником. Если выяснится, что аппаратура приобретена к другой компании, то необходимо поинтересоваться закупочной ценой, чтобы сравнить ее со стоимостью франшизы и решить, выгодна ли покупка такого бизнеса.
Если же аппаратура производится непосредственно франчайзером, то необходимо уточнить, входит ли в стоимость франшизы ее гарантийное обслуживание, предоставляются ли агрегаты в настроенном виде и с соответствующим программным обеспечением в комплекте, предусмотрено ли обновление ПО и комплектующих аттракциона, что еще входит в комплект оборудования, помимо самого аттракциона (униформа сотрудников, стойка администратора, промо-стойки и др.). Если формат аттракциона предполагает использование сторонних фильмов, игр и композиций, то необходимо убедиться, располагает ли франчайзер соответствующими лицензиями и разрешениями.
Доставка оборудования. Оборудование для аттракционов виртуальной реальности достаточно компактно, поэтому для его перевозки подойдет и обычный минивэн. Однако необходимо уточнить, входит ли оплата доставки в стоимость франчайзингового пакета, и кто по условиям договора осуществляет руководство данным процессом – франчайзер или франчайзи.
Рекламная поддержка. Обычно франчайзер предоставляет покупателю франшизы готовые макеты рекламных материалов для промо-стоек, плакатов, баннеров, листовок и т.д. Помимо этих средств, в продвижении аттракциона виртуальной реальности обычно используются бонусные системы за успешное прохождение игр, а также живое наблюдение и «сарафанное радио». Не стоит также забывать и о рекламе в соцсетях.
Основные риски франшизного бизнеса на аттракционах виртуальной реальности
«Сырой» франчайзинговый пакет. Нередки случаи, когда вместо четких инструкций по ведению бизнеса и действительно эффективных практических рекомендаций незадачливый франчайзи получает пакет абсолютно «сырых» материалов, содержащих непроверенные расчеты и сомнительный деловой опыт. Чтобы убедиться, что франчайзинговый договор заключается с надежной и опытной компанией, предпринимателю стоит как минимум проверить номер свидетельства о торговой регистрации своего потенциального франчайзера по базе Роспатента. Если компания отказывается предоставить потенциальному партнеру свидетельство, то это уже повод для размышлений.
Безответственный франчайзер. Некоторые владельцы брендов, получив взнос за пользование франшизой, фактически отправляют своих франчайзи в «свободное плавание», оставляя их без поддержки. Избежать ответственности таким недобросовестным франчайзерам помогает хитро составленный договор. Необходимо помнить, что заявить претензии франчайзи может только на основании соответствующих пунктов договора о коммерческой концессии, зарегистрированного в Роспатенте. Поэтому не в коем случае не стоит соглашаться на сотрудничество, если франчайзер пытается убедить вас вместо указанного документа подписать какой-нибудь альтернативный договор.
Некачественное оборудование. В теории франчайзеры обещают ремонт либо замену приобретенного оборудования в том случае, если какие-либо комплектующие аттракциона выйдут из строя. Между тем, практика показывает, что часто франчайзеры, узнав о неисправностях, «забывают» об условиях договора либо вовсе обрывают контакты.
Нарушение сроков поставки оборудования. Бывают случаи, когда франчайзер затягивает сроки доставки оборудования для аттракциона, либо доставляют технику «по частям» - сперва стойку администратора, а потом сам аттракцион. Тем временем предприниматель, который находится в вынужденном простое и не может запустить бизнес, уже несет расходы по аренде площади.
Сложности с поиском точки для открытия аттракциона. Многие владельцы торговых центров с недоверием относятся к бизнесу, функционирующему на точке площадью в 5-10 квадратных метров, предпочитая заключать более долгосрочные и солидные договора.
Быстрая пресыщаемость аудитории. Как известно, любая новинка рано или поздно теряет свою актуальность. В полной мере это относится и к цифровым технологиям, которые быстро устаревают. От уменьшения потока посетителей, которым рано или поздно надоест любое развлечение, можно застраховаться, заключив франчайзинговый договор с брендом, который предоставляет обновление программного обеспечения и апгрейт аттракциона в связи с новыми разработками.
Посмотреть весь каталог франшиз.