В 2021 году количество франчайзинговых предложений на рынке России увеличилось на 7%. Каждый день начинающие предприниматели выбирают и покупают готовые концепции. Почему франшизы от известных брендов продолжают набирать популярность, какие преимущества дают, и в чём недостатки – рассказываем простыми словами.
Определение
👉 Франшиза - это право на использование торговой марки, названия, технологий, фирменного стиля и особенностей бренда.
Простыми словами – возможность запустить бизнес под известным брендом, заплатив паушальный взнос владельцу и заключив с ним договор франчайзинга.
Что даёт франшиза
Франчайзи получает:
🔹 Фин. модель;
🔹 Товарный знак;
🔹 Эксклюзивные права на использование;
🔹 Инструкции по запуску;
🔹 Маркетинговую стратегию;
🔹 Опыт бренда.
Франчайзер получает:
🔸 Новые ресурсы;
🔸 Филиалы в других регионах;
🔸 Инструменты для расширения;
🔸 Прибыль.
➕ Плюсы и минусы франшизы
У франчайзинга две стороны – франчайзер и франчайзи. Каждый стремится получить выгоду. Чтобы избежать проблем, обеим сторонам нужен честный подход, понимание обязанностей, вложения денег и времени. Плюсы и минусы у обоих свои.
Плюсы для франчайзи
№ 1. Готовый бизнес-план
Франчайзеры предлагают концепцию, уже реализованную на рынке. Не нужно разрабатывать с нуля. Это главный плюс наряду с помощью.
❗ Примечание: если собственных филиалов нет, преимущество ставится под сомнение, так как стратегия может не работать в других условиях.
Пример:
Франчайзинговая сеть студий депиляции SAHAR&VOSK насчитывает более 127 действующих филиалов в разных городах. При этом одиннадцать точек сети действуют не по франшизе, а управляются лично командой бренда. Таким образом, у компании есть и опыт открытия точек в разных регионах, и опыт управления большой партнёрской сетью.
№ 2. Известный бренд
Популярные сети позволяют стать частью бренда, о котором уже знает аудитория. Такие варианты дороже, но опыт предпринимательства и запуска точек больше.
❗ Примечание: неизвестные бренды также предлагают концепцию, но потребителей товара или услуги нужно будет привлекать с нуля.
№ 3. Помощь и обучение
Франчайзер заинтересован в быстром старте партнёра. Поэтому проводит обучение основам предпринимательства, помогает набрать персонал или найти помещение для аренды.
❗ Примечание: услуги не входят в пакет некоторых фирм. Внимательно изучайте предложение и договор коммерческой концессии.
Например, франшиза "Персональное решение" предлагает партнёрам обучение, интенсивы и видеокурсы с практическими заданиями в формате школы франчайзи с профессиональными педагогами. Такой формат поможет быстрее вникнуть в суть бизнеса и эффективнее развивать собственное дело.
№ 4. Реклама и маркетинг
Франчайзер использует проверенные и эффективные для продукта или услуги каналы рекламы, помогает составлять план маркетингового развития, предоставляет материалы для ведения социальных сетей и сайта.
В некоторых компаниях используется корпоративная федеральная реклама. Но за это могут требовать рекламные отчисления.
Пример:
Франчайзинговая сеть сервисов по ремонту смартфонов и гаджетов Pedant.ru использует как федеральную, так и региональную маркетинговую стратегию для всех своих партнёрских отделений (в сети сейчас более 445 представительств). На рынке Москвы проводится более агрессивная реклама, так как конкуренция там выше. В других регионах, где игроков меньше, используется более спокойная стратегия, которая помогает франчайзи быстро обзавестись своей аудиторией.
№ 5. Поставщики и контрагенты
Начиная самостоятельно, бизнесмен вынужден искать контрагентов. Франшиза даёт базу и контакты проверенных поставщиков.
Пример:
Франшизы таких онлайн-магазинов как Lensvens, IzyWay, We Lit и ряда других позволяют вам работать с пулом поставщиков без досрочного заказа товара, что в свою очередь позволяет не арендовать помещение под склад и ежемесячно экономить.
№ 6. Автоматизация
Есть направления, которые приносят прибыль после разработки автоматизированных систем, программ, сервисов. Франчайзер может предоставлять решения, в которые вложены средства и время – CRM-системы, онлайн-платформы. Разработка инструментов длительная и затратная, если делать это с нуля.
№7. Поручительство при кредитовании
Предпринимательские кредиты выдаются всеми банками. Шанс одобрения заявки выше при поручительстве трастовой известной фирмы или предоставлении уже реализованного финансового плана. Не относится к основным плюсам.
➖ Минусы для франчайзи
№1. Паушальный взнос и роялти
Предприниматель делает всё на свои деньги. Помимо этого, платит паушальный платёж при заключении договора коммерческой концессии. А после этого – роялти – ежемесячные (или ежеквартальные) отчисления с выручки в размере определённого процента за услуги, предоставляемые владельцем торговой марки.
Стоимость – главный минус. Роялти часто становится причиной разбирательств.
№2. Правила и стандарты
В договоре прописываются обязанности – соблюдать стандарты, определённые цены. А также запреты – на открытие стороннего дела, выбор поставщиков, товара. У каждого коммерческого предложения свой список. Чем больше компания, тем больше запретов.
№3. Чужой бренд
Это не личный бизнес. После окончания действия соглашения, права на торговый знак, название и любые технологии оказываются под запретом.
№4. Объём товара
В определённых фирмах действуют товарные рамки. Требуется закупать конкретный объём товара независимо от условий.
❗ Примечание: встречается у крупных торговых концепций, где партнёр выступает дилером
№5. Банкротство УК
Если головной офис будет испытывать проблемы или закроется, франчайзи потеряет права и не сможет продолжить дело на тех же условиях. К главным минусам не относится из-за редкости.
➕ Плюсы для франчайзера
Главные преимущества франчайзинга кроются в возможности увеличить оборот, известность, прибыль меньшими силами.
№1. Расширение
Продавая франшизу, бренд расширяется, не вкладывая больших средств в запуск новых офисов. Их одновременное неограниченное количество способствует быстрому расширению на большой территории.
№2. Управление
Развитием точки занимается не головной офис, а купивший лицензию.
❗ Примечание: франчайзеру нельзя полностью отстраняться. Это ведёт к проблемам – потере репутации, расторжению отношений, судебным искам.
№3. Дополнительная прибыль
В сети прибыль компания получает не только с собственных точек продаж, но и с роялти. В торговых вариантах – с объёмов продаж товара партнёрам.
№4. Снижение конкуренции
Крупным игрокам проще справляться с уровнем конкуренции благодаря росту узнаваемости, ресурсов и опыта в разных регионах.
№5. Дополнительный опыт
Запуск офисов в разных регионах страны и городах несёт дополнительные знания о спросе, конкурентах, рынке и других ценных данных.
➖ Минусы для франчайзера
№1. Репутационные риски
Филиалом управляет сторонний предприниматель. Ошибки и недобросовестность приводят к потере репутации всего бренда.
№2. Получение достоверной информации
Без обязательных систем автоматизации всех партнёрских точек и постоянной связи, головной офис рискует недополучить важную информацию. Управляющий может скрывать данные.
№3. Потеря гибкости бизнеса
С ростом становится сложнее вводить новинки и модернизировать процессы. Система становится сложнее в управлении и скорости развития.
№4. Обучение потенциального конкурента
После окончания срока коммерческой концессии, партнёр может использовать полученный опыт для открытия собственного бизнеса и начать конкурировать.
Вывод
Недостатки франчайзинга влияют на обе стороны. И для франчайзера риски не меньшие. Но преимущества при грамотном использовании инструментов дадут ощутимую выгоду и смогут вывести бренд на новый уровень или стать возможностью для быстрого запуска собственного дела.
Читайте также:
Комментарии