Франшизы виртуальной реальности
Технологии виртуальной реальности на рынке развлечений появились уже давно. Но, как и любое техническое новшество, они не могли дать достаточного качества для массового интереса. Из-за конкуренции с другими развлечениями такому бизнесу было развиваться сложно.
Однако всё изменилось за последние несколько лет. Уровень технологий в нише VR вырос в несколько раз. Виртуальная реальность стала развиваться сразу в нескольких направлениях – медицина, автомобильная промышленность, недвижимость, туризм, образование. И самое главное сильно изменился характер развлекательных услуг, основанных на этих технологиях.
VR-клубы предлагают пользователям максимальное удобство, погружение, тактильные ощущения, отсутствие проводов и разнообразие в контенте – всё то, чего не хватало сфере изначально. Более того, технологии продолжают развиваться.
Отношение к этому направлению изменилось и у предпринимателей. Всё больше начинающих свое дело рассматривают открытие VR-клуба в качестве возможности заработать на современных технологиях.
Как открыть свой клуб виртуальной реальности
Главным вопросом для предпринимателя, который решил открывать VR-клуб, станут технологии. Сегодня без современного оборудования с возросшими запросами искушённой аудитории невозможно построить конкурентный бизнес. Во-первых, есть слишком плотная конкуренция со стороны других развлекательных ниш. Чтобы зарабатывать здесь, нужно уметь привлекать аудиторию постоянно, чего не сделаешь с устаревшим оборудованием.
В остальном, инструкция по открытию стандартная – помещение, ремонт, сотрудники, цены, маркетинговая стратегия, выбор рекламных площадок, торжественное открытие, система лояльности, привлечения новых клиентов, программа пополнения контента.
Специальные разрешения и лицензии на открытие своего игрового клуба виртуальной реальности не требуются.
Как решают вопрос с оборудованием и технологической базой? Кто-то заключает контракты с поставщиками этого оборудования и разработчиками специальных игр для контента. Минусы у этого вариант весомые:
👎 Нужно найти хорошего поставщика. Это должна быть компания, которая давно фигурирует на рынке VR, следит за трендами, постоянно выпускает что-то новое, главное – не перестаёт совершенствовать оборудование.
👎 Поставщики не создадут вам этот бизнес целиком. Максимум, на что можно рассчитывать – техническое обслуживание и гарантия. Тут главное понимать – оборудование для виртуальной реальности не станет для вас билетом к успеху. Потому что это хоть важная, но только составляющая часть заработка.
Другое дело, когда производители виртуальных шлемов и другой техники сами открывают клубы, тестируют, совершенствуют, вообще следят за рынком и спросом пользователей в режиме реального времени, основываясь на практических данных. Как правило, такие компании для расширения своего влияния продают франшизу. Что для начинающих предпринимателей становится отличным шансом начать бизнес в этой нише с наименьшими рисками.
Франчайзинг клубов виртуальной реальности и VR-арен
Франшизы клубов виртуальной реальности – облегченный способ открыть свою современную VR-арену по уже готовой концепции с конкретным набором оборудования, технической поддержкой управляющей компании.
Преимущества франшизы виртуальной реальности
👍 Техника. Франчайзер сам поставляет вам всю необходимую технику, от шлемов виртуальной реальности, заканчивая модульными конструкциями для создания своей арены. Обеспечивает техническое обслуживание.
👍 Выгода. На первый взгляд, за счёт паушального взноса, франшизы обходятся дороже, чем свой бизнес с нуля. Но вы экономите на многочисленных параметрах – начиная от точно выверенного количества оборудования, заканчивая маркетинговой стратегией. Суть в том, что ошибок, на которые уходят деньги, вы совершаете гораздо меньше.
👍 Контент. Как правило, франчайзер занимается постоянной поставкой нового контента, крайне необходимого каждому клубу, чтобы не терять посетителей и увеличивать посещаемость.
👍 Обучение, сопровождение. Компания, помимо технологической составляющей, обеспечивает поддержку по всем бизнес-процессам, включая персонал, помещение, маркетинг, что для начинающего предпринимателя очень важно и снижает риски.
Как выбрать лучшую франшизу виртуальной реальности
Вы должны ориентироваться на два главных фактора. Первый – финансы. Франчайзинговые предложения сильно разнятся по цене и вы можете наткнуться на неподъемные варианты. Но тут вступает в силу второй фактор – что именно предлагает компания за свои деньги.
Выбор должен строиться на том, какие именно преимущества вы получаете при покупке. Условное оборудование предоставляется всеми фирмами, либо даются конкретные поставщики, которые обеспечат вас им по скидочным ценам. Другое дело, что бизнес на этом не заканчивается. Нужно нанимать персонал, обучать его, строить маркетинговую стратегию, искать помещение, работать с клиентами, контактировать с налоговой. И если опыта в этом у вас нет, то нужно искать франчайзера, готового заниматься полным сопровождением.
❗ Примечание:
Не всегда из коммерческого предложения фирмы можно понять, что именно вы получите. Поэтому мы рекомендуем связываться с представителями всех компаний, которые вам понравились, и уточнять детали в ходе разговора, или запрашивать конкретику. Сделать это можно прямо на странице фирмы в каталоге.
Обзор франшиз виртуальной реальности и VR-клубов в России в 2024 году
По данным обзора рынка франшиз Бизнесменс.ру, в 2023 году, сегмент VR получил в 2 раза больше заявок по сравнению с прошлым годом. Предложений для предпринимателей становится больше, а концепции проектов нацелены как на детей, так и на взрослых. Появляются проекты, совмещающие несколько форматов развлечений в рамках одного центра.
У сферы VR в целом прогнозы тоже оптимистичные. По информации Mordor Intelligence, направление VR-игр будет расти в мире в среднем на 32,75% в год до 2028 года.
Название | Год основания | Основание франшизы | Всего открыто | Прибыль, руб. в мес. | Окупаемость от, мес. |
ZAGA-GAME Arena | 2015 | 2019 | 71 | 600 000 | 5 |
Warstation | 2022 | 2022 | 83 | 500 000 | 6 |
WOWLand | 2018 | 2021 | 48 | 297 000 | 8 |
Warpoint | 2019 | 2020 | 220 | 600 000 | 9 |
Another World | 2018 | 2019 | 82 | 350 000 | 6 |
LaserLand | 2013 | 2018 | 11 | 300 000 | 12 |
The Deep VR Infinite | 2018 | 2019 | 13 | н/д | 6 |
Panorama | 2016 | 2017 | 24 | 230 000 | 4 |
Really | 2018 | 2019 | 11 | 110 000 | 9 |
D-COLOR | 2009 | н/д | 100 | н/д | н/д |
Аттракцион 360° | 2011 | н/д | 22 | н/д | 1 |
Virtum | 2014 | 2014 | 10 | н/д | 3 |
PortalVR | 2018 | 2020 | 70 | 200 | 18 |
👉 ZAGA-GAME – Самый быстроокупаемый бизнес виртуальной реальности
VR-арены от завода-производителя оборудования для виртуальной реальности и игр к нему. Предлагает новое оборудование без проводов, цены ниже конкурентов за счёт своего производства, маркетинговую поддержку, готовую финансовую модель и помощь в открытии своего клуба виртуальной реальности на площади от 100 до 650 кв.метров.
Плюсы:
- Широкий выбор оборудования, фирменная гарантия на него
- Свое производство даёт возможность максимально соответствовать современным запросам аудитории, обеспечивать техническое обслуживание сложного оборудования
Минусы:
- Открытие в небольших городах усложняет бизнес, увеличивает срок окупаемости
👉 WowLand
Сеть интерактивных комнат с VR и AR развлечениями для детей от 3 до 12 лет. Используются проекторы, лазеры, дополненная реальность. Партнёру предлагается уникальная модель бизнеса на детских развлечениях, помощь в организации с доведением до результата «за руку».
Плюсы:
- Концепция отличается от многих детских развлечений, что позволяет успешнее конкурировать на сложном рынке
- Прибыль гарантируется франчайзером, что снижает риски для начинающих предпринимателей
Минусы:
- Концепция рассчитана только на детей
Арены виртуальной реальности с оборудованием и играми от производителя. Партнёру дают профессиональное оборудование для VR-арены со свободным перемещением, постоянное пополнение базы контента для командных игр, ПО своей разработки и полный пакет поддержки – от финансовой модели на город до маркетинговых материалов для привлечения клиентов. Под VR-клуб подойдёт помещение от 150-200 квадратов.
Плюсы:
- Партнёрам можно открываться и работать под своим брендом
- Нет паушального взноса, нет роялти
Минусы:
- Работа не по договору франчайзинга
👉 Warpoint
Международная сеть VR-парков, где гостям дают поиграть в командные и одиночные VR-игры, провести любое мероприятие и отдохнуть с друзьями. В формат парка входит арена, VR-room, где можно играть одному или компанией до 4 человек, и зона с динамическими аттракционами: американскими горками, гигантскими качелями и прочим, что позволяет прочувствовать все виражи и резкие маневры.
Плюсы:
- Более 200 действующих VR-клубов в 14 странах, что говорит об эффективности концепции
- Высокий средний доход локаций
- Высокая медийная активность, свои турниры
Минусы:
- Паушальный взнос 1,7 млн.
Франшиза сети арен виртуальной реальности с беспроводным оборудованием и системой трекинга движений от компании-разработчика. Партнёр получает лицензию, постоянное обновление контента и игр, техническую и маркетинговую поддержку от команды. На аренах от компании могут играть компании от 2 до 30 человек. На рынке фирма с 2018 года, открыто уже более 80 представительств в разных городах.
Плюсы:
- Компания сама занимается разработкой контента для VR-игр, что значительно упрощает работу каждого партнёра
- Количество успешно открытых точек говорит об эффективности концепции, что сильно снижает риски франчайзи
Минусы:
- Паушальный взнос – 900 000 рублей
👉 The Deep VR
Франшиза игр виртуальной реальности от компании, имеющей несколько партнёрских филиалов в разных странах, включая США, Голландию, Австралию и Германию. Партнёру предлагается концепция, по которой он может открыть свое VR-пространство на площади от 45 квадратных метров.
Плюсы:
- Международный уровень говорит о большом опыте в сфере, что играет на руку начинающим предпринимателям
Минусы:
- Паушальный взнос – от 700 тысяч рублей
👉 Virtum
Франшиза аттракционов виртуальной реальности. На рынке с 2014 года. Представляет собой концепцию небольшой технологичной стойки-аттракциона. С минимальными вложениями партнёру предлагают установить такую стойку на площадях ТЦ с большой проходимостью.
Плюсы:
- Не нужно арендовать большие помещения, что снижает финансовую нагрузку
Минусы:
- Не является полноценной ареной виртуальной реальности
👉 Portal VR
Франшиза виртуальной реальности. Компания предлагает несколько форматов работы на выбор – от классического VR-клуба с топовым железом и десятками игр как для одиночных игроков, так и для команд, до арены для игр в современный аналог лазертага. В зависимости от формата различается уровень необходимых вложений в бизнес.
Плюсы:
- Компания на рынке с 2018 года, успешно открыто уже более 70 представительств, что говорит об эффективности концепции
- Несколько форматов франшизы для любого города
Минусы:
- Нужно размещение в ТЦ, что не всегда возможно
Обзор рынка виртуальной реальности в России в 2024 году. Тренды
Технологичность. Последние разработки в сфере VR и AR позволяют выводить ощущения от виртуальной реальности на новый уровень. Арены, предлагающие развлечения этого формата, создаются без проводов и ограничений движения. Компьютерное зрение все качественнее осуществляет трекинг человеческого тела, лучше распознает поверхность и оцифровывает помещение. С этим связан и новый рост популярности этого вида бизнеса и открытие новых арен и игровых клубов.
Новый виток развития связан с генеративными нейросетями, которые обрисовывают высококачественные изображения 3D-сцены за считанные миллисекунды. Их развитие положительно скажется на многих сферах, в том числе на играх.
На рынок франшиз выходят разработчики ПО. Новый виток спроса на VR-арены обусловлен и тем, что теперь франчайзинговые предложения на открытие пространств виртуальной реальности поступают от самих разработчиков программного обеспечения, контента, и главное – оборудования.
VR и AR-технологии начинают применяться во многих других направлениях бизнеса:
⭐ Искусство, музеи, галереи. Экскурсию теперь можно получить с полным погружением, но из дома или другого места с использованием очков.
⭐ Фитнес и релакс. Приложения для очков виртуальной реальности, которые позволяют расслабиться.
⭐ Удалённая работа. Функционал совместных конференций стал возможен в формате VR.
⭐ Образование и обучение. Одно из самых быстроразвивающихся наряду с развлечениями направлений. Классические тренажеры заменяются на технологии дополненной и виртуальной реальности. Особенно это востребовано там, где человека дорого помещать в реальную среду: например, в медицинских услугах.