Франшизы барбершопов
Рынок барбершопов в 2013-2020 годах
Мода на барбершопы началась в 2013 году. Именно тогда волна начала охватывать не только столичные города, где барбершопов открылось больше всего, но и региональные центры, и средние по численности населённые пункты.
По данным портала barber.news в 2019 году только в Москве насчитывалось более 830 организаций, которые называют себе барбершопами и внесены на карту. Основной пик роста пришёлся на 2015 год, когда общее количество подобных организаций увеличилось более чем в 2 раза. В тройке лидеров по росту количества заведений, где можно постричь бороду, оказались также Волгоград, Новосибирск и Челябинск.
РБК в своём исследовании рынка барбершопов выделяет 3 сегмента – столичный рынок, рынок городов-миллиоников и рынок других городов. Первый забирает себе 48% всей индустрии, на второй отводится 42%. По другим городам сосредоточено только 10% барбершопов.
По количеству действующих барбершопов на 2020 год кроме Москвы и Питера также выделяются Екатеринбург, Краснодар, Новосибирск и Казань. В каждом из этих городов действует от 50 до 75 мужских парикмахерских.
Крупные игроки отмечают, что 2019 год стал для индустрии переломным моментом. Из-за того, что в предыдущие несколько лет был массовый рост, уровень конкуренции резко повысился. А это значит, что наступает момент, когда рынок будет «оздоравливаться». То есть игроки начнут с него уходить, не выдерживая конкурентной борьбы.
Этому способствует несколько факторов:
- Общее количество точек. Как отмечают владельцы барбершопов, ещё несколько лет назад вокруг их точек на несколько километров не было ни одной парикмахерской для мужчин, а сейчас на три ближайших перекрёстка размещается по 8 салонов. Конечно, в первую очередь это характерно для столицы, но и в регионах конкуренция очень сильно выросла.
- Поведение клиентов. Оно тоже сильно изменилось. Если в 2015 году люди были готовы ехать в барбершоп на другой конец города, то сегодня выбор делается в пользу тех точек, что открыты рядом с местом проживания или работы.
- Сегментация рынка. За несколько лет в индустрии барбершопов произошло выделение нескольких ценовых сегментов. Появились лоукостеры, барбершопы эконом-сегмента, экспресс-формат.
- Сила бренда уже не так значима для потребителя. Это видно по замедлениям темпов роста крупных сетей. На первое место выходит профессионализм мастеров, которые работают в барбершопах.
Проблемы крупных сетей в индустрии барбершопов
Чем больше количество, тем сложнее следить за всей сетью
Это ключевой момент для самых крупных игроков, потому что уже сыграл со многими злую шутку. Раньше, франшизу барбершопа покупали, потому что это был известный крупный бренд. Франчайзи мог за счёт одного только имени успешно стартовать. Теперь ситуация изменилась.
Те факторы, о которых мы говорили выше создают такую ситуацию, когда клиент выбирает себе место для стрижки далеко не по названию и атмосфере. Важнее теперь, чтобы был приятный сервис, а главное – качество работы мастера.
Владелец сети барбершопов Fidel в интервью РБК отмечал, что те, кто раньше бездумно вкладывал в покупку франшизы 3-5 миллионов, рассчитывая на раскрученный бренд, теперь начинают «финансово уставать».
Основные игроки, когда был пик открытий барбершопов, продали большое количество франшиз и быстро выросли. Но быстрый рост привёл к тому, что за всей сетью стало практически невозможно уследить. Не говоря уже о контроле качества. Как итог – у таких франчайзинговых сетей вырос и показатель «провальных» запусков франчайзи.
По состоянию на начало 2019 года, можно было выделить несколько самых крупных франчайзинговых сетей. По данным РБК: Исследования рынков, они делили между собой 45% рынка.
- TopGun занимал 16% рынка.
- OldBoy – 10,7% рынка.
- Borodach – 6,9%.
- Chop-Chop – 6,6%.
- Big Bro – 5,4%.
Брутальность теперь не так важна
Популярность барбершопов базировалась в том числе на новой атмосфере для мужчин. Брутальность была трендом, а большинство концепций новых точек строилось как раз на такой атмосфере. И нужно отдать должное, тренд поддерживался долго. Вот только всё рано или поздно заканчивается. Благодаря тому, что клиенты стали больше внимания уделять качеству услуги, а не внешнему виду места, а самих барбершопов стало очень много, вся «фишка» брутальной атмосферы потеряла эффект.
Во-первых, барберы поняли, что этот тренд не влияет на возвращаемость клиента. А во-вторых, начали открываться барбершопы в другом стиле. И показатели у них не отличаются. Сейчас можно наблюдать, как бывший главным тренд начинает даже высмеиваться в интернете. А в мужских парикмахерских всё больше делают упор на камерную, спокойную атмосферу в минималистичном стиле.
Какой показатель самый важный?
Возвращаемость клиента. Каким бы стильным не было место, какой бы ценник не стоял на стрижки, если клиенты не становятся постоянными посетителями, прибыли у барбершопа не будет. Можно сколько угодно привлекать с помощью дорогой рекламы новых клиентов, но от этого не будет толку, если они больше не вернутся к вам.
По факту выходит, что 50 новых клиентов за месяц лучше, чем 200, если в первом случае показатель возвращаемости на уровне 50%, а во втором – на уровне 20%. В перспективе 50% принесут гораздо больше прибыли и дадут повод развиваться.
Чтобы достичь хороших цифр по этому показателю, требуется уделять большое внимание качеству услуги. А чтобы качество было на высоком уровне, требуется хорошая школа для барберов.
Большинство крупных игроков это понимают. Поэтому, даже если у них нет собственной школы, мастеров-парикмахеров в салонах своих франчайзи они обучают с помощью сторонних организаций.
Для тех же, кто покупает франшизу барбершопа важно обращать внимание не только на заявленные сроки окупаемости, размер инвестиций, ежемесячный доход, но в первую очередь на то, откуда в его салоне будут появляться хорошие мастера.
Обзор франшиз на рынке барбершопов
Франшиза | Инвестиции, руб. | Срок окупаемости, мес. | Кол-во точек |
Пар-Так | 1 500 000 | 3 | 2 |
Площадка | 1 100 000 | 10 | 11 |
OldBoy | 950 000 | 7 | 178 |
Big bro | 1 900 000 | 8 | 100 |
Barbershop №1 | 800 000 | 9 | 1 |
Top Gun | 1 500 000 | 12 | 33 |
13 by Black Star | 5 000 000 | 16 | 11 |
Супермен | 800 000 | 10 | 69 |
Barbarossa | 2 000 000 | 18 | 9 |
Gatsby | 2 900 000 | 20 | 2 |
Пар-Так – франшиза барбершопа и тату-салона в одном. Работает с 2014 года. Партнёр получает готовую концепцию, обучение и выездную группу специалистов для запуска франшизы. Площадь помещения зависит от количества кресел в салоне.
Площадка – франшиза барбершопа эконом-формата с ценами до 500 рублей и экспресс-стрижками. Высокий показатель возврата клиентов. Партнёр получает обучение с нацеленностью на минимальные затраты и результат.
OldBoy – франшиза барбершопа. Крупный международный игрок рынка. Работает более 200 филиалов в 10 странах. Партнёр получает эсклюзивное территориальное право на город.
Big bro – франшиза классического барбершопа с камерной атмосферой мужского бара и упором на формат «клуб для своих». На рынке с 2015 года. Открыто более 90 представительств.
Barbershop №1 – франшиза барбершопа с большим набором услуг. От бритья до массажа и мужского маникюра. Упор на качество и атмосферу, а также индивидуальный подход.
Top Gun – франшиза барбершопа. Один из крупнейших игроков рынка международного уровня. Представительства открыты в пяти странах. Есть собственная академия по подбору и обучению персонала для барбершопов.
13 by Black Star – франшиза барбершопов и тату-салонов от бренда Black Star. Партнёры получают эксклюзивное территориальное право.
Супермен – франшиза современного барбершопа эконом-формата с дешёвыми стрижками и экспресс обслуживанием. Отличается стилистикой от классических барбершопов, открывается в местах большого пешеходного трафика.
Barbarossa – франшиза мужской парикмахерской. Партнёр получает индивидуальный подход и всё необходимое для того, чтобы не допустить ошибки при открытии. Упор на открытость и честность перед своими партнёрами.
Gatsby – франшиза барбершопа премиум-сегмента. Упор на качество, сервис и атмосферу. Работает с 2018 года. Партнёр получает возможность открыть собственную академию при барбершопе.