Франшизы квестов, обзорная статья
Идея погружения человека в необычную среду, наполненную загадками и приключениями, далеко не нова – достаточно вспомнить реалити-шоу «Последний герой» и «Форд Боярд», а также всевозможные компьютерные квесты и 5D-аттракционы с различными визуальными, звуковыми и тактильными спецэффектами. Можно сказать, что именно эти развлечения стали источниками изобретения квест-румов – нового поколения игр-квестов, погружающих человека в необычную среду и при этом доступных широкому пользователю.
Зародившись в Венгрии и Японии, квест-румы достаточно быстро завоевали любовь молодежи и любителей острых ощущений по всему миру. В Россию данное развлечение пришло в конце 2013 года, и сети квест-румов за короткое время разрослись настолько, что отдельные бренды даже стали вводить ограничения на открытия представительств в определенных городах.
Некоторые предприниматели опасаются, что ажиотаж вокруг квест-румов начнет спадать, когда публика постепенно пресытится этим развлечением. Однако, если мыслить логически, то становится понятно, что популярность квестов в реальности является следствием естественной эволюции развлекательной индустрии. Потребителям надоело быть пассивными наблюдателями действия, разворачивающегося на сцене или киноэкране, и через компьютерные игры и аттракционы с живыми спецэффектами потребители наконец пришли к непосредственному и полному включению в придуманную реальность, они могут управлять событиями без помощи джойстика и других высокотехнологичных приспособлений, используя исключительно свои физические и умственные навыки.
Основные составляющие успеха квест-румов
Большое количество предложений бизнеса по франшизе способно сбить с толку начинающих предпринимателей, которые замыслили открыть свой квест-рум. Множество компаний завлекают партнеров обещаниями большого ежемесячного дохода (от 300 тысяч полутора миллионов) и достаточно простой организацией бизнеса (относительно небольшие инвестиции, маленький штат сотрудников – 2-3 человека). Однако, чтобы грамотно выбрать франчайзера, необходимо не только тщательно проанализировать графики доходов-расходов и отзывы о компании, но и понимать, какие критерии способствуют прибыльности бизнеса. На основе опыта ведущих сетей квест-румов можно выделить следующие составляющие успеха в данной области:
1. Ориентация на широкую аудиторию
В качестве иллюстрации данного «закона успеха» можно привести одного из лидеров квест-индустрии – компанию «Клаустрафобия». Собираясь открывать представительства в России, руководство компании приняло решение сделать ставку не на решение различных интеллектуальных задач, а на эмоции, которые человек испытывает, погружаясь в выдуманную реальность. В результате «Клаустрафобия» смогла сделать своими потенциальными клиентами не только «гиков», но и широкую аудиторию, ведь ассортимент данной сети включает различные сценарии и уровни сложности, в которых каждый может найти себе приключение по душе. Поэтому, рассматривая в качестве франчайзера бренды, специализирующиеся на квестах одного жанра (хоррор, романтика и т.д.), будьте готовы к тому, что вы сознательно ограничите свою потенциальную аудиторию, отказавшись от охвата широких масс.
2. Реалистичность
Посетители квест-румов становятся все более требовательными. Их уже не удивишь одними загадками и головоломками, поэтому ведущие компании стараются комбинировать интересные сценарии с реалистичностью интерьера и спецэффектов. Попадая в квест-рум, клиент должен ощутить максимально полное погружение в мир квеста. Ни одна деталь не должна намекать ему на то, что данная реальность является искусственно созданной – в сказочном замке или египетской пирамиде, к примеру, не может быть розеток и торчащих проводов. Лидеры рынка не скупятся на спецэффекты – запахи, ветер, температуру и прочие явления, вспышки света и лазерные лучи, качественное звуковое сопровождение и актеров, отыгрывающих героев сценария квеста.
3. Нетривиальность квестов
Как показывает практика, наибольшим спросом пользуются те сценарии и локации, в которых человек не имеет возможностей оказаться в реальной жизни. Большой популярностью пользуются миры, растиражированные книгами и фильмами - например, «Матрица» из одноименной кинотрилогии братьев Вачовски, гостиная школы чародейства и волшебства, в которой учились Гарри Поттер и его друзья, трюм знаменитого пиратского корабля «Черная Жемчужина» и т.п.
4. Постоянная работа над обновлением сценариев и ассортимента
Плохой квест можно сравнить с плохой кинокартиной – избитый сюжет, собранный из растиражированных штампов, тривиальные задания, перекочевавшие в сценарий из работ конкурентов или даже из прошлых сценариев квест-рума. Некоторые сюжеты и локации («Советская квартира», психбольница, тюрьма и т.д.) кочуют из одного квест-рума в другой и уже успели приесться публике. Успешные компании не только постоянно придумывают новые задания для уже имеющихся квестов, но разрабатывают оригинальные сценарии, чтобы приключения, предлагаемые квест-румом, не успели надоесть потенциальной аудитории.
Предложения франшиз
Задавшись целью найти наиболее приемлемую франшизу для развития бизнеса, предприниматель сталкивается с необходимостью выбора из большого количества предложений. Многие компании красочно расписывают разветвленность своих сетей, однако зачастую при проверке реального представительства в указанных городах выясняется, что большинство точек «находится на стадии согласования» или «готовится к открытию». Реальное влияние не только в России, но и за рубежом, имеют такие компании как «Ловушка» и «Клаустрафобия» (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, СНГ, США, Европа, Азия), а также «Квеструм» (Россия, Казахстан, Канада, Европа). Также в России действуют сети квест-румов, имеющие региональное влияние (за Уралом – бренд «Выход») или же представительства в нескольких городах («Внутри» - Новосибирск, Иркутск, Томск, «Игры разума» - Владивосток, Южно-Сахалинск, «Imperial Ques»t – Ярославль).
Инвестиции во франшизный квест-рум зависят от степени влияния бренда. Так, компания «Городские легенды», действующая в России и Латвии, предлагает открыть квест-рум, имея на руках сумму от 527 тысяч рублей (паушальный взнос составит 190-240 тысяч, роялти – 6-10 тысяч, а срок окупаемости6-7 месяцев. А вот для создания двух локаций под брендом «Клаустрофобия» предпринимателю-франчайзи необходимо будет иметь в своем распоряжении не менее 4 миллионов рублей (паушальный взнос зависит от региона – от 350 тысяч рублей, роялти составляет 15% от прибыли для Москвы и 10% для регионов, а окупаться вложенные средства начинают после года работы). Средний размер стартового капитала в данном бизнесе составляет порядка 1,5 миллионов. При оценке финансовых показателей, заявленных каким-либо франчайзером, необходимо уточнять, на сколько локаций рассчитана указанная сумма инвестиций.
Средняя сумма первоначального взноса составляет порядка 200 тысяч рублей («I Locked» - 100-300 тысяч, «Фобия» - 90-290 тысяч, «Квеструм» - 150 тысяч). Роялти может быть выражен как фиксированной величиной – от 5 до 15 тысяч рублей, так и в виде процентов от прибыли – в среднем 9-10%. Наибольшие платежи по первоначальному взносу и роялти наблюдаются по Москве и Санкт-Петербургу.
Как правило, франчайзеры указывают достаточно привлекательные сроки окупаемости инвестиций – от1до 8 месяцев. Эти показатели также необходимо верифицировать, уточняя, какой процент посещаемости квестов использовался при расчетах (минимальная наполняемость квест-румов, способная вывести предприятие «в плюс», составляет порядка 40%).
Выбираем франшизу
Наибольшим спросом квест-румы пользуются в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, однако именно там труднее всего раскрутить новое предприятие – мешают высокая конкуренция, более требовательная аудитория и более высокие расценки франчайзеров. Аудитория провинциальных городов гораздо менее разборчива в качестве квестов и оригинальности сюжетов, поскольку там квест-культура еще только формируется. Тем не менее, некоторые города «заражены» квестами больше других: так, «Клаустрафобия» уже ввела ограничения на открытие представительств в Элисте, Стерлитамаке, Краснодаре, Брянске, Кирове и некоторых других городах.
Выбирая франшизу, предпринимателю необходимо прежде всего оценить свой бюджет и отсеять чересчур дешевые предложения, а также тех франчайзеров, чьи расценки, наоборот, являются слишком заоблачными. Когда предприниматель определился с суммой, которую он готов вложить в бизнес, можно перейти к оценке перспективности тех брендов, франшизы которых он может себе позволить. Оценить востребованность квестов той или иной компании можно по следующим показателям:
- Онлайн-заявки. Большинство сайтов квест-румов оснащены сервисами онлайн-бронирования мест на участие в квестах. Ессли количество человек, записавшихся на самые популярные квесты компании, не превышает 50% от необходимого числа, то можно смело вычеркивать данного франчайзера из списка потенциальных партнеров. Показатели заполненности квест-румов, убеждающие в популярности бренда, составляют 70-80%.
- Отчеты в социальных сетях. Практически каждый квест-рум ведет свою страницу в социальных сетях, куда, помимо прочего, выкладываются фотографии участников и победителей квеста. По этим фотоматериалам можно приблизительно оценить выручку компании, посчитав представленных на фотографиях людей и умножив их число на стоимость посещения квест-рума.
- Личное участие. Принять взвешенное решение предпринимателю поможет личное прохождение одного из квестов потенциального партнера. Оказавшись на месте потребителя, предприниматель сможет получить представление о степени привлекательности и качества данного квеструма. Для объективности оценки «разведку боем» стоит проводить не в одиночку а с командой единомышленников.
И, конечно, стоит оценить те блага, которые входят в стоимость франчайзингового пакета. Как правило, ответственные франчайзеры предоставляют своим франчайзи дизайн-проекты локаций, помогают с закупками реквизита и оборудования, с подбором и обучением актеров, со сбором разрешительной документации и рекламным продвижением. Отдельного внимания заслуживает такой пункт как поддержка франчайзера. Если головная компания действительно заинтересована в развитии и прибыльности франшизного предприятия, а не только в получении оплаты за пользование франшизой, то она не станет ограничиваться предоставлением скупых письменных инструкций по ведению бизнеса, а окажет реальное содействие в запуске проекта и поддержании качества обслуживания. Так, добросовестный франчайзер организует стажировку франчайзи в одном из своих заведений, чтобы партнер смог разобраться во всех тонкостях ведения бизнеса, посетит франшизный квест-рум и проведет авторскую проверку качества, а также, разумеется, даст консультацию по любому деловому вопросу.
Посмотреть весь каталог франшиз.
Франшизы квестов
Название |
Год основания |
Всего открыто |
Прибыль, руб. в мес. |
Окупаемость от, мес. |
Real Quest | 2017 | 3 | 150 000 | 3 |
Золотая Лихорадка | 2015 | 50 | 350 000 | 8 |
Зов Джунглей | 2015 | 5 | 350 000 | 8 |
Форт Боярд | 2015 | 83 | 470 000 | 9 |
Джуманджи | 2015 | 15 | 300 000 | 8 |
QuestQuest | 2013 | 34 | 150 000 | 8 |
ВАУ! Музей | 2011 | 5 | 700 000 | 3 |
Паника | 2014 | 63 | н/д | 2 |
QuestMakers | 2014 | 8 | н/д | 12 |
Клаустрофобия | 2013 | 302 | н/д | 1 |
Квест-Хаус | 2014 | 3 | н/д | 6 |
Lost | 2014 | 6 | н/д | н/д |
ВЛОВУШКЕ | 2013 | 25 | н/д | 2 |
CityQuest | 2014 | 6 | н/д | 4 |
Портал | 2010 | 6 | н/д | 18 |
Квеструм | 2014 | 9 | н/д | 6 |
Шерлок | 2014 | 4 | н/д | 20 |
FAVN | 2014 | н/д | н/д | 5 |
iLocked | 2013 | 20 | н/д | 4 |
Mind games | 2014 | 3 | н/д | 3 |
Эврика | 2014 | н/д | н/д | 7 |
Дом страхов | 2013 | 1 | н/д | 6 |
КиндерКвест | 2014 | 53 | н/д | 8 |
Exit Games | 2014 | 9 | н/д | 18 |
Выход | 2013 | 63 | н/д | н/д |
Real Quest
Франшиза мобильных городских квестов. Бесплатные мероприятия для жителей города и эффективная реклама для любых компаний. Партнёр получает готовую it-платформу. Прибыль – от 150 000 до 300 000 рублей.
Золотая Лихорадка
«Золотая лихорадка» - это квест-игра, в которой будет интересно принять участие как детям, так и взрослым. Она развивает командный дух и окунает участников в мир приключений, вырабатывая здоровый азарт в стремлении к победе.
Зов Джунглей
Франшиза квест-шоу от создателей "Форт Боярд". Более 130 партнёров в 90 городах, логистика, готовый маркетинг, быстрый старт, отсутствие конкуренции, обучение партнёра. Прибыль - 350 000 рублей в мес.
Форт Боярд
Франшиза известной квест-игры. Новый формат развлечений, особая атмосфера, узнаваемый бренд. Партнёр получает расчёт окупаемости, пошаговые инструкции запуска, сопровождение. Прибыль - 470 000 рублей.
Джуманджи
Уникальное квест-шоу “Джуманджи” — это уже третья франшиза Fort Family, созданная по мотивам одноимённого фильма, в котором герои, воспользовавшись настольной игрой, попадают в удивительный мир диких животных и переживают невероятные приключения.
QuestQuest
Мы – достаточно взрослая компания в индустрии развлечений (квестов, экшен игр, и не только). При этом мы не останавливаемся на достигнутом и стараемся развиваться, создавая (или копируя, чего уж тут скрывать) тренды.
ВАУ! Музей
«ВАУ! Музей» - это музей занимательных наук. Здесь с помощью интерактивных экспонатов, в основе которых лежат законы природы, вы сами проведёте опыты и поставите эксперименты. Играя и удивляясь, вы узнаете столько нового, сколько не узнали и за последние пять лет, разберетесь даже в самых сложных явлениях и поразитесь тому, насколько интересен и увлекателен мир вокруг вас!
Паника
Наши игры проходят в формате ХОРРОР-ПЕРФОМАНС - квесты-ужастики с присутствием игры актеров. Сейчас с нами работают более 35 франчайзи в 10 городах России и 2 странах. . И мы не останавливаемся на достигнутом!
QuestMakers
Создание квестов в реальности с нуля, под брендом успешной московской компании QuestMakers. 100%-й успех и результат.
Клаустрофобия
Квест по франшизе от известной по всей России квест комнаты Клаустрафобия.
Квест-Хаус
Игра квест в реальности "Квест-Хаус" распахнул свои двери для всех, кто голоден до приключений, загадок и просто интересного небанального отдыха.
Lost
Открой квест в реальности в своем городе и зарабатывай от 110 000 рублей уже через 2 месяца!
ВЛОВУШКЕ
Квест в реальности «Вловушке» — это новый, уникальный формат развлечений.
CityQuest
CityQuest - компания, действующая в формате квест индустрии "выйти из комнаты".
Портал
Лазертаг-арена - популярный вид бизнеса в индустрии развлечений.
Квеструм
Questrooms.com - это компания международного уровня, которая специализируется на создании игровых помещений для квестов. В России её представляет фирма Квеструм.рф.
Шерлок
Шерлок — компания в индустрии развлечений, организует интеллектуальные игры.
FAVN
FAVN - это компания игр в реальности, которые используют живых актёров.
iLocked
"iLocked" – команда, которая создаёт великолепные квесты для развлечения, реализуя самые необычные идеи.
Mind games
"Игры Разума" - известная сеть клубов "реалити" игр.
Эврика
Эврика – организация квестов нового формата.
Дом страхов
Предлагаем пошаговое руководство — от подготовки к открытию до организации ежедневной работы. Мы развивались, делали ошибки, «набивали шишки». И сделали выводы. Весь успешный опыт мы готовы передать вам, как нашему партнеру. Остается только действовать.
КиндерКвест
Бизнес модель заключается в организации центра детских квестов для продажи услуги по аренде детских квест комнат с аниматорами. Дополнительные услуги: аниматоры шоу программ, товары для праздников, снек-бар, аренда помещения, организация выездных квестов.
Exit Games
«Exit Games» - это бренд, франшиза которого носит название «Exit World». Это развлекательные игровые центры, в которых представлены такие развлечения, как: прятки и лазертаг в темноте, квесты формата «выйти из комнаты», лазерный лабиринт и комнаты виртуальной реальности. На рынке компания успешно существует уже больше пяти лет.
Выход
Сеть реалити-квестов, начавшая свою историю в 2013 году. Бизнес был создан командой «Свои люди», которая уже на тот момент имела опыт в квест-индустрии и реализации подобных проектов как в столице, так и региональных городах.