Обзор рынка фитнес-центров в 2024 году. Лучшие франшизы фитнес-клубов на Businessmens.ru
Содержание
История развития фитнес-клубов в России
В современном понимании фитнес-клубы в нашей стране появились в 90-х. В 1990 году Ирина Разумова (будучи женой шведского банкира) открыла в Санкт-Петербурге первый фитнес-клуб под названием «Планета Фитнес».
До этого момента в стране не было подобных организаций. Существовали только различные студии ритмической гимнастики, аэробики, шейпинга, известные всем «качалки».
В 1993 году появился ещё один игрок. В Москве был запущен клуб «World Class». Что интересно после того, как открылся зал, очередь в него выстроилась на несколько месяцев. А попасть можно было только тем, кто приобретает годовую клубную карту. Факт не просто интересный, но и показательный. Именно с этого начинает формироваться первая российская аудитория фитнес-клубов. На несколько лет вперёд определилась специфика сферы в России. Развиваться она начала с премиум-сегмента.
После того, как стало понятно, что хотя и в премиум-сегменте, но фитнес-клубы – востребованная категория в нашей стране, на рынок стали выходить и другие игроки. К 2012 году сформировался «пул» лидеров, среди которых помимо «World Class» были залы «ФизКульт» от той же управляющей компании «Русская Фитнес Группа». Именно они задавали моду в этом сегменте индустрии. «Планета Фитнес» продолжала развиваться и к 2012 году сеть насчитывала уже 36 клубов по всей стране. Что интересно, эти клубы конкурировали за счёт расчёта на менее обеспеченную аудиторию, отрывая себе изрядный кусок сегмента, недоступного для «World Class».
Вышли в топ и такие сетевые игроки как «Икс Фит», «Оранж Фитнес», «Сити Фитнес», последние два из которых развивались под одной управляющей компанией, привлекавшей иностранный капитал для развития сетей.
Нельзя не упомянуть и о «Фитнес Холдинг», которая объединила под своим крылом сразу 14 клубов.
Как можно понять, за десять лет развития, индустрия сильно продвинулась вперёд. Стали появляться клубы, нацеленные на менее обеспеченную аудиторию. Благодаря тому, что конкуренция росла как на дрожжах, снижался средний чек абонементов, добавлялись новые виды услуг, стали популярными персональные тренировки. А компании для скорых темпов развития и обгона конкурентов начали активно использовать инструменты франчайзинга. Фитнес окончательно вошёл в быт россиян.
Кризисы 2008 и 2014 годов плотно затронули все индустрии, в том числе и фитнес. Однако это только усилило демократизацию и доступность клубов для широких слоёв населения. Ходить заниматься в зал уже перестало быть роскошью. Тенденции на снижение цены, а также ещё большее развитие франчайзинга, с помощью которого начали продвигать свои клубы уже все фирмы. Таким образом, за 4 года с 2014 по 2018 год рынок фитнес-услуг вырос почти в 2 раза. По данным BusinesStat – с 31,5 млрд рублей до 61,3 млрд рублей.
А вот потом в 2018 году начался застой. И скорость роста начала резко падать. Наступил момент насыщения рынка. К тому моменту игроков было уже очень много. Но что интересно, 21,7% рынка делили между собой самые крупные сетевые игроки.
В 2019 году в целом ситуация не изменилась. Большинство игроков отмечают сокращение прибыли из-за роста налоговой нагрузки, а также других обязательных платежей. Постепенно снижается рентабельность, растут расходы. Управляющий директор СПФ (такие клубы как «World Class», «Forte Club», «World Class Lite») Константин Черницов в интервью «РБК Исследования» тогда заявлял, что их клубы уже не ожидают роста выручки от продажи членства. Теперь приходится наращивать темпы с помощью дополнительных спортивных услуг.
Анастасия Юсина – президент управляющей компании, стоящей над «ОранжФитнес» и «СитиФитнес» в том же интервью сообщила, что компания не ожидает роста продаж, но они и не упадут – будут на уровне 2018 года. Вот только из-за роста платежей, итоговая выручка станет меньше.
По данным «РБК Исследования рынков», в этой индустрии основной «генератор» денег в фитнес-индустрии – Москва и Московская область. Там в 2019 году было расположено более 3 тысяч фитнес-клубов. От них идёт почти 47% всего денежного потока. Петербург мог похвастаться 12% рынка. А 21% распределился по регионам.
Наибольшей выручкой в 2019 году обладали «World Class», «X-Fit», «Alex Fitness», «Fitness House» и «Территория фитнеса». Их общая выручка превысила 20 миллиардов рублей. Причём среди лидеров на первом месте идёт «World Class» и аналитики прогнозируют, что место своё сеть никому не уступит.
Конец 2019 года показал, что ситуация на рынке фитнес-клубов разнится от сети к сети. Кто-то продолжает расти, кто-то, наоборот, закрывает клубы. Но даже рост высоким назвать уже было никак нельзя. На топ-15 игроков этого сегмента открытий было от силы 30. В то время как ещё в 2018 году этот показатель достигал отметки в 500.
Рынок фитнес-клубов в 2020 году
Но каковыми бы ни были прогнозы и ожидания, а всё равно в 2020 году всё изменилось. Мало того, что «вскрылся» очередной экономический кризис, так ещё и всё рухнуло под тяжестью пандемии и необходимых карантинных мер. Пострадало 95% всех индустрий. Нормально работать могли только продуктовые магазины да аптеки. А вот фитнес-клубы закрылись первыми. Более 300 000 по всей стране.
На тот момент российский рынок фитнес-индустрии оценивался в 160 миллиардов рублей. Это не такая большая цифра, в особенности, если сравнить с общемировыми показателями, где она достигает 370 млрд долларов. Однако за последние годы в нашей стране фитнес очень сильно вырос, и несмотря на торможение развития в 2018-2019 году, имел все шансы на скачок и на продолжение роста в будущем.
Позитивную оценку наш рынок получил и от Международной фитнес-ассоциации IHRSA, которая включила Россию наряду с Польшей и Турцией в топ-10 рынков с высоким потенциалом развития.
Но теперь все прогнозы обратились в прах и аналитики, также как и все, ждущие окончания пандемии, не спешат с новыми выводами. Вся первая половина 2020 года прошла в попытках спасти свой бизнес. У 99% процентов фитнес-клубов начались проблемы с арендодателями. К сожалению, владельцы помещений сами оказались не в лучших условиях. Но вместо какого-либо диалога очень многие начали озвучивать категоричную позицию.
Если кому-то давали возможность на отсрочку платежей, можно сказать им повезло. Часто же арендаторов, которым нечем было платить, просто выселяли, пытаясь в срочном порядке на их место найти другие фитнес-сети.
В то время АОФИ – Ассоциация операторов фитнес-индустрии в России предложила представителям сегмента объединяться и подписывать декларацию с обязательством в течение года не занимать те площади, с которых выселили их коллег. Заинтересовались такой инициативой около 30 клубов.
Но речь идёт о больших сетях, гигантах индустрии. Мелким же предприятиям пришлось и того хуже. О них забыли вообще все и приходилось выкручиваться собственными силами, не рассчитывая на поддержку от кого бы то ни было. Особенно печально было то, что март – стандартный месяц, в котором происходил набор клиентов и заработок «впрок» перед тем, как наступит летний спад.
Онлайн-фитнес – будущее рынка
Тенденцией 2020 года повсеместно стала диджитализация. То есть переход в онлайн. Бизнес этой возможностью пользовался как мог. Особенно этом было заметно по общепиту, для которого роль онлайн-заказов на доставку выросла в разы. Фитнес-индустрия также попробовала перейти на новые рельсы. Но в отличие от того же общепита, предлагать людям не бросать тренировки, а платить за консультации тренеров и общую гимнастику дистанционно гораздо сложнее.
И хотя в теории онлайн-стратегия и онлайн-тренировки для фитнеса возможны, проблема состояла в том, что никто в России до этой ужасной необходимости особенно такое направление не развивал. А потому приходилось всё изучать сначала.
Были и иные попытки сохранить бизнес во время пандемии. Некоторые даже удачные. Так, например, идеи «DDX Fitness» и «Секции» сдавать собственное оборудование в аренду.
Тем не менее, всё это были лишь попытки выжить, отбив хотя бы часть невосполняемых в режиме самоизоляции расходов. Как показывает аналитика, больше 20% этих расходов не удалось отбить никому.
Онлайн же попытки можно было разделить на несколько категорий. Первая включала в себя в большинстве своём небольшие фитнес-студии, которые пытались заработать на продаже «готовых решений». Своим клиентам они предлагали покупать тренировки, марафоны и онлайн-курсы.
Во вторую категорию входили уже фитнес-центры крупнее. И задачей они себе ставили сохранить и преумножить имидж, а также сохранить лояльную аудиторию, которая после окончания запретов могла бы сразу вернуться в залы. Понятно, почему такая концепция могла подойти только крупным игрокам. Потому что требовала дополнительных трат, что могли позволить себе только обладающие финансовой подушкой компании. Вся их деятельность заключалась в создании бесплатного контента для клиентов, сборе дополнительного трафика, наращивании онлайн-силы. Но и совсем без заработка оставаться было нельзя. Поэтому на платную онлайн-основу стали переводить тренеров. Так, например, гигант «World Class» создал отдельное приложение конкретно для работы собственных тренеров с клиентами.
Со стороны может показаться, что это идеальный вариант – устроить доступ к большинству своих прежних услуг. Однако на самом деле одних усилий фитнес-центров недостаточно. Требуется, чтобы на эти услуги ещё был спрос. И если с бесплатным контентом по поводу спроса можно было не сильно волноваться, то вот отсутствие в России практики платных фитнес-услуг по интернету дало о себе знать. Диджитал-сегмент фитнеса приходится строить с нуля. Как показывает статистика по запросам в поисковиках, спрос на такие услуги небольшой. Но нельзя не отметить, что за последние два месяца он в несколько раз вырос. Из этого тоже нужно делать выводы.
Все эти попытки фитнес-индустрии запустить новый формат не проходят зря. И на самом деле, несмотря на то, что пока что не дают компаниям особого прироста и способов обойти убытки, формируют тенденцию, без которой в будущем нельзя будет представить рынок. Цифровизация и онлайн и так бы дошли до российского фитнеса. Вопрос – когда. Но кризис и пандемия запустили процесс вне всякого графика.
Франчайзинг помогает после кризиса
Ещё одной тенденцией, характерной для всего бизнеса, а не только для фитнес-индустрии стал франчайзинг. Развитие фитнес-центров в последние несколько лет происходило в том числе и благодаря развитию в России франчайзинга. Как показывает практика, после каждого кризиса, именно на покупку франшиз обращают внимание потенциальные предприниматели. Возникает спрос. Не уступает ему и предложение. Так как франчайзинг становится выгодным и удобным способом для компаний совершенно разного уровня эффективно и быстро расширить своё влияние, запустить бренд в других регионах страны, а также заработать.
Со стороны покупателей франшиз интерес к ним растёт из-за того, что в кризисные времена происходят как минимум две вещи. Первая – на рынке оказывается значительно больше народу, оставшиеся без постоянной прибыли. Вторая – желание открыть собственный бизнес угасает прямо пропорционально стабильности экономики страны. То есть люди начинают с опаской относиться к открытию дела с нуля. Поэтому больше ориентируются на уже действующие в рамках сетей схемы развития дела.
Франшизы фитнес-центров и фитнес-клубов начали развиваться ещё задолго до 2020 года. Однако сейчас, когда рынок «штормит» от происходящего, именно с помощью продажи франшиз компании смогут хотя бы частично восстановиться. К тому же среди предложений есть разные ценовые сегменты, поэтому не только тем, кто обладает внушительным капиталом на открытие большого фитнес-зала может приглянуться эта категория франшиз.
Купить франшизу фитнес-центра
Предпринимателю, который задумался об открытии собственного дела в индустрии фитнеса с помощью франчайзинга, необходимо учитывать не только собственные возможности, но и то, насколько будут на рынок влиять тенденции нового мира, о которых мы говорили выше. Соответствие им, возможно и не выведет компанию сразу же в перёд планеты всей, однако положительно скажется на конкурентных возможностях. Рынок, после коронокризиса станет «свободнее», а значит будет больше простора продать своё предложение для тех, кто кризис пережил. Но новичку всегда нужно подходить к выбору с холодной головой и оценивать возможности не только свои, но и компании, которая предлагает действующую бизнес-модель. К тому же на рынке, где появляется место, всегда «растут» новые компании, чувствующие, что есть спрос, а предложения стало меньше.
На этой странице вы найдёте множество актуальных предложений от компаний самого разного уровня. Но мы рекомендуем при просмотре коммерческого предложения не ограничиваться описанием, а связаться с представителем франшизы и запросить информацию у него, или, что ещё лучше – начать диалог. Благо сделать это вы можете прямо со страницы любой франшизы на нашем сайте, нажав на кнопку «получить бизнес-план».
А чтобы вам было легче сориентироваться, мы составили сводную таблицу с краткой информацией, которая покажет, насколько компания опытная, какое время существует и сколько потребуется стартовых инвестиций, чтобы начать бизнес по её франшизе.
Название | Франчайзинг запущен в | Кол-во точек | Инвестиции от, руб. | Окупаемость от |
Prime Time | 2015 | 165 | 380 000 | 2 мес |
PushkinFit | 2019 | 2 | 2 500 000 | 18 мес |
Нон стоп | 2019 | 1 | 750 000 | 4 мес |
33 Шпагата | 2018 | 18 | 800 000 | 6 мес |
Fit Studio | 2008 | 50 | 7 000 000 | 36 мес |
Атмосфера | 2010 | 8 | 1 750 000 | 12 мес |
Fitness One | 2009 | 6 | 3 000 000 | 24 мес |
Alice good | 2012 | 1 | 7 500 000 | 18 мес |
Kangoo Jump | 2013 | 36 | 500 000 | 6 мес |
Планета Фитнес | 2003 | 21 | 4 000 000 | 24 мес |
Alex Fitness | 2005 | 61 | 20 000 000 | 24 мес |
World Gym | 2005 | 330 | 10 000 000 | 18 мес |
Fit-N-Go | 2013 | 16 | 1 500 000 | 4 мес |
Gold's Gym | 1980 | 5 | 7 500 000 | 18 мес |
Fit Curves | 1995 | 12 000 | 2 000 000 | 18 мес |