Франшизы медицинских центров, обзорная статья
Экономический кризис 2014 года, ставший причиной закрытия многих предприятий из самых разных сфер рынка, отразился на сегменте платных медицинских услуг достаточно неожиданным образом.
После урезания трат на добровольное медицинское страхование, люди стали более охотно тратить больше средств в кассах платных медицинских клиник, поскольку уже привыкли к качественному сервису. Прочие сферы рынка в большей или меньшей степени подвержены колебанием, а описываемая нами отрасль стабильно растет.
Медицинский бизнес отличается сложностью и недружелюбием к неискушенным новичкам, однако те предприниматели, у которых недостаточно компетенций, могут исправить положение, приобретя франшизу уже действующей медицинской сети.
Российский рынок платных медицинских услуг
Структура рынка медицинских услуг в России состоит из трех основных направлений: обязательного медицинского страхования (ОМС), добровольного медицинского страхования (ДМС) и легальной коммерческой медицины (ЛКМ).
Особенности российского менталитета и в частности – ориентация большинства граждан на бесплатную медицину объясняют тот факт, что подавляющая часть услуг все еще приходится на ОМС. Однако в докризисные времена (до 2014 года) наблюдался существенный прирост сектора ДМС: работодатели, привлекая сотрудников социальными пакетами, включали в число бонусов компенсацию расходов на услуги частных клиник.
Прирост фиксировался вплоть до середины 2015 года – тогда работодатели, учитывая кризисные условия, начинают сокращать расходы на соцпакеты, в том числе и на ДМС. Тогда часть клиентов, привыкших к определенному уровню медицинских услуг, переключается на сектор ЛКМ.
Другая часть бывших пользователей услуг ДМС оказывается не готова к повышению расходов на поддержание своего здоровья и переходит в сектор ОМС, однако там сталкивается с необходимостью доплачивать за некоторые условно бесплатные услуги.
Таким образом, «серый» сектор обязательного медицинского страхования создает конкуренцию коммерческой медицине. Однако на руку коммерческой медицине играют такие факторы как сокращение государственного финансирования бюджетных медицинских учреждений и привлечение частных медцентров к развитию отрасли.
Наибольшим спросом среди коммерческих медицинских услуг пользуются такие отрасли как стоматология (к платным стоматологам ходят порядка 80% россиян), гинекология, терапия, неврология и различные виды диагностики. Именно в эти отрасли готовы вкладываться инвесторы. Между тем, за сложными видами медицинских услуг (например, за хирургическими операциями) россияне по-прежнему продолжают обращаться в государственные медучреждения.
Консолидация российского рынка платных медицинских услуг достаточно слаба. По данным «РБК Research», 25 лидирующих компаний занимают порядка 17% от общего объема рынка. Этот показатель консолидации даже ниже, чем у продуктового ритэйла, где топ-10 лидеров держит контроль над 20% рынка. Федеральное значение имеют только несколько медицинских сетей, среди них – «Будь здоров» и «Медси». Большинство сетей медцентров известны в пределах своего региона («СМ-Клиника», «MedSwiss», «Euromed Group», «Ниар-Медик») либо вообще в пределах одного города-мегаполиса.
Географическое расширение сетей ограничивает чаще всего фактор спроса: бренд, известный в одном городе, может быть не принят потребительской аудиторией за его пределами, к тому же структура заболеваемости в разных городах страны различается. Мешают и трудности с масштабированием бизнеса: эксперты отмечают, что до недавнего времени частные медцентры уделяли непростительно мало внимания бизнес-процессам.
Вышеперечисленные факторы объясняют, почему франчайзинг в сегменте частной медицины не получил большого распространения, ведь для того, чтобы выпустить на рынок успешную и конкурентоспособную франшизу, франчайзер должен обладать солидным опытом работы в данной области, успешно развить свою сеть клиник и систематизировать бизнес-модель, по которой эта сеть организована.
Отказ об франчайзинга обусловлен еще и нежеланием уронить планку качества: крупные сети, имеющие достойную репутацию, не хотят подвергать себя риску сотрудничества с недобросовестными и нерадивыми франчайзи, ведь негативные отзывы о работе франшихной клиники бросят тень на весь бренд.
Наиболее часто по франшизе расширяются диагностические центры, поскольку здесь гораздо меньшую роль играют человеческий фактор и кадровый вопрос. Фактически франчайзи занимается только сбором биологического материала, а его доставка до лаборатории и проведение анализов ложатся на франчайзера.
Тем не менее, эксперты считают, что по мере совершенствования бизнес-процессов количество франчайзеров платных медицинских услуг будет увеличиваться. Существует несколько очевидных преимуществ открытия медицинского бизнеса по франчайзингу, и к ним относятся:
- Подбор персонала. Владельцы частных клиник и медицинских центров обращают большое внимание на профессионализм своих сотрудников, и известный бренд помогает привлечь квалифицированных работников, ведь между предложениями работы от центра с неизвестным именем и аналогичным предложением от представителя сети с хорошей репутацией профессионал, скорее всего, выберет второй вариант. Кроме того, франчайзер сам оказывает помощь в поиске и подборе кадров, задействуя все свои каналы.
- Помощь в лицензировании. Специфика медицинской отрасли состоит в том, что каждая услуга, оказываемая частной клиникой, нуждается в соответствующей лицензии. Выдачей лицензий занимается Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, и озаботиться получением документов необходимо заблаговременно, ведь процедура рассмотрения проверки пакета документов, оснащенности помещения клиники и т.д. может растянуться на три месяца. Франчайзи оказывают своим партнерам помощь в получении лицензии, используя свой опыт и предоставляя юридическую поддержку (стоит отметить, что юридическая поддержка франчайзера одним лицензированием не ограничивается).
- Закупка оборудования. Франчайзер консультирует своего партнера по поводу наиболее качественных и эффективных медицинских приборов, а также снабжает франчайзи контактами добросовестных и лояльных поставщиков, помогая совершать все необходимые закупки по выгодным оптовым ценам.
Форматы и инвестиции
Микроформат (медицинский офис). Заведение, специализирующееся на одной или нескольких смежных медицинских услугах (например, диагностический центр или стоматологический кабинет). Для открытия медицинского предприятия такого формата будет достаточно площади до 100 квадратных метров включительно. Инвестиции в подобное предприятие сравнительно небольшие, и можно уложиться в сумму от 3 до 5 миллионов рублей.
Формат «у дома». Медцентры такого формата располагаются в спальных районах, на первых этажах жилых домов – там, где есть спрос на определенные виды медицинских услуг, например, гинекологию или ту же диагностику. По площади медцентры «у дома» можно разделить на малый (250-450 квадратных метров) и средний (500-1000 квадратных метров) форматы.
Средние и крупные универсальные медцентры – оказывают широкий спектр медицинских услуг, от диагностики и амбулаторного лечения до вызова врача на дом. Располагаются, как правило, в отдельно стоящих зданиях с достаточно большой площадью.
Многопрофильность формата предполагает большие объемы инвестиций, которые могут достигать 50 миллионов рублей. Большие затраты и сложность получения кредитов на развитие такого масштабного бизнеса являются причинами того, что данный формат не пользуется большой популярностью у предпринимателей, которые предпочитают открывать медицинские кабинеты и клиники «у дома».
Франшизы медицинских центров
Название |
Год основания |
Всего открыто |
Прибыль, руб. в мес. |
Окупаемость от, мес. |
Медис | 2012 | 28 | н/д | 12 |
BIORISE | 2021 | 43 | 810 000 | 11 |
Здоровый ребёнок | 2004 | 14 | 300 000 | 18 |
МедЭксперт | 2008 | 10 | н/д | 42 |
Ситилаб | 2004 | 327 | н/д | 6 |
Мама Папа Я | 2013 | 13 | 300 000 | 36 |
Первая медицинская лаборатория | 2016 | 6 | 500 000 | 16 |
Медицинские осмотры | 2007 | 1 | н/д | 48 |
Стайер | 1996 | 2 | 200 000 | 9 |
Открытая клиника | 2014 | 6 | н/д | 60 |
Ниармедик | 1996 | 11 | н/д | 24 |
ДЭМА | 2005 | 5 | н/д | 18 |
Воткинские термы | 1993 | 2 | н/д | н/д |
Ариадна | 2007 | 2 | н/д | 12 |
КЕДР | 2003 | н/д | н/д | 4 |
Лечу.ру | 2006 | 80 | н/д | 12 |
Секрет Долголетия | 2013 | 1 | н/д | н/д |
АМД Лаборатории | 1995 | 30 | 200 000 | 12 |
Dr. Leitsler | 2008 | 3 | н/д | 12 |
Доктор плюс | 2009 | 13 | н/д | 36 |
CMD | 2003 | 170 | н/д | н/д |
Медицинский центр Елены Малышевой | 2017 | 17 | н/д | н/д |
Invitro | 1995 | 1305 | н/д | н/д |
Центр снижения веса доктора Гаврилова | 2010 | 28 | н/д | н/д |
Медис
Франшиза сети медицинских лабораторий. Востребованные услуги, минимальные вложения, нет необходимости в медицинском образовании и большом штате. Обучение бизнесу и стажировка для персонала. Без роялти.
Clean Clinic
Франшиза сети детокс-клиник. Новое направление, свободный рынок, отсутствие конкурентов и большой спрос. Полное сопровождение партнёра. Чистая прибыль с одной клиники – 800 000 рублей.
Здоровый ребёнок
Франшиза детского медицинского центра от группы компаний. 17 лет на рынке, сеть из собственных медцентров, специалисты высшей категории. Полное обучение для партнёра. Опыт не требуется.
МедЭксперт
Франшиза профессионального диагностического центра со всеми востребованными услугами – от МРТ до забора анализов. Позволяет работать со ставкой НДС в 0%. Без паушального взноса.
Ситилаб
Франшиза лабораторной диагностики от одного из крупнейших медицинских холдингов России. Европейские стандарты, узнаваемый бренд, обучение, бесплатные расходники. Ежемесячная прибыль - от 170 000 руб.
Мама Папа Я
Компании Медикал Групп основана в 2013 году. Мы успешно разрабатываем и внедряем инструменты управления в медицинские компании, делая их работу более управляемой, упорядоченной и эффективной. Мы развиваем франшизу семейных медицинских центров, объединяем клиники для работы в партнерской сети под единым брендом, открываем клиники любого формата под брендом клиента, проводим аудит бизнес процессов, оптимизируем и автоматизируем работу клиник. Внедряем алгоритмы и стандарты для повышения качества и прибыли компании.
Первая медицинская лаборатория
Лаборатория оснащена по последним стандартам – новейшие автоматические анализаторы и модульные системы ведущих мировых производителей (США, Австрия, Япония), высококвалифицированный медицинский персонал, необходимые составляющие для работы с материалами, постоянная актуализация и внедрение новых методов диагностики.
Медицинские осмотры
Медицинский центр «Медицинские осмотры» начал свою работу в 2007 году под брендом МЦ «Гиппократ». В 2014 году переехал в новое комфортабельное здание в центре города Челябинска и провел ребрендинг. Медицинский центр имеет профилактическое направление в сфере Профессиональных медицинских осмотров и выдаче медицинских справок.
Стайер
Клиники работают с 1996 года. Применяется комплексная методика лечения позвоночника, в основе которой стоит воздействие на патогенетические аспекты развития остеохондроза позвоночника. Для успешного старта по франшизе составляется индивидуальный бизнес-план, маркетинговая компания, а также обеспечивается постоянная поддержка.
Открытая клиника
Открытая клиника — сеть московских клиник, которая объединила под одной крышей лучших врачей и высочайший уровень сервиса.
Ниармедик
Клиника НИАРМЕДИК создана в 1996 году на базе ГУ НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.Гамалеи Российской Академии Медицинских Наук. Клиники НИАРМЕДИК - это сеть многопрофильных лечебных учреждений с опытным и внимательным персоналом, современным оборудованием и своей собственной клинико-диагностической лабораторией.
ДЭМА
Уже почти десять лет мы успешно работаем и с уверенностью можем сказать, что имеем уникальную возможность возвращать людям утраченное здоровье, разрабатывая и подбирая для них индивидуальную программу оздоровления с учетом особенностей каждого конкретного пациента.
Воткинские термы
Группа компаний в течение 24 лет занимается строительством, девелопментом, построившая в том числе более 400 оздоровительных комплексов, бассейнов, бань и банных комплексов.
Ариадна
ЦВТиО «Ариадна» более 10 лет занимается лечением заболеваний позвоночника и суставов, реабилитацией после травм и операций.
КЕДР
Наша компания работает в индустрии красоты. И основной наш критерий - качество обслуживания клиентов.
Лечу.ру
ЛЕЧУ – федеральная сеть медицинских центров, специализирующаяся на предоставлении качественных медицинских услуг, в соответствии с принятыми стандартами, в формате «у дома».
Секрет Долголетия
Наша медицинская продукция имеет патент на изобретение, востребована, используется для профилактики и лечения различных заболеваний, уникальна. Уникальность заключается во внутреннем наполнении изделий-микросферами, которые обладают рядом преимуществ, по сравнению с другими аналогами!
АМД Лаборатории
«АМД Лаборатории» работает в индустрии оздоровления кожи головы и волос.
Dr. Leitsler
Dr. Leitsler - крупная сеть клиник в индустрии стоматологических услуг.
Доктор плюс
«Доктор плюс» – это сеть многопрофильных частных клиник для взрослых и детей, где пациенты могут пройти обследование, проконсультироваться с врачами и получить качественные медицинские услуги.
CMD
Сеть медицинских центров, развивающих индустрию диагностических услуг. Компания появилась на рынке в 2003 году и с тех пор активно развивалась, открывая свои представительства в разных городах.
Медицинский центр Елены Малышевой
Сеть медицинских центров, работающих под брендом известного имени телеведущей программы о здоровье, благодаря чему может похвастаться широкой потенциальной аудиторией во всех городах.
Invitro
Один из самых известных и стабильных брендов на рынке медицинских услуг России.
Центр снижения веса доктора Гаврилова
«Центр снижения веса доктора Гаврилова» работает под руководством Гаврилова Михаила Алексеевича. Этот врач-психотерапевт разработал методику психологической коррекции избыточного веса, которой на сегодняшний день пользуются большинство центров, занимающихся проблемами похудения.