Франшизы в Казани. Обзор рынка
В таких больших городах как Казань спрос на франчайзинг всегда высок. По статистике портала Бизнесменс.ру, в 2023 году столица Татарстана по уровню интереса к покупке франшиз занимает 7 место среди российских городов. В условиях жесткой конкуренции франчайзинг дает больше шансов на успех, ведь хорошая франшиза - это не только бренд и вывеска, но и готовая модель и отработанные стандарты работы.
В 2023 году в Казани представлено множество сетевых компаний из разных индустрий, имеющих в городе свои франчайзинговые точки. Это и магазины, и заведения общественного питания, и детские клубы, и развлекательные центры. Приводить их все не имеет смысла - это большинство известных компаний-франчайзеров. К слову, по этой же причине франшизы для Казани по большей части заняты, купить их может быть сложнее, но сначала скажем о преимуществах города.
Плюсы Казани для старта по франшизе:
- Широкая аудитория. Казань занимает пятое место в РФ по количеству жителей (более 1,3 млн. человек). При этом с начала 2000-х годов население города непрерывно растет.
- Обилие направлений на выбор. Как следствие, в таком крупном городе, как Казань, можно рассматривать весь спектр предложений франчайзинга: от обычных кофеен и пивных магазинов до инновационных производств и спа-комплексов с дорогостоящими бьюти-процедурами. Многие франчайзинговые компании уже давно работают в городе, хорошо знакомы казанцам и имеют легко тиражируемые проекты, позволяющие иметь множество партнеров в рамках одного района.
- Дополнительный поток клиентов за счет туристов. Казань - один из самых популярных в России городов у туристов, который уступает лишь немногим точкам притяжения вроде Москвы, Санкт-Петербурга и курортам Черного моря.
- Развитая экономика. В Казани развиты многие сектора экономики - промышленность, торговля, бытовые услуги, строительство и недвижимость, сектор IT, город имеет порт на левом берегу Волги. По данным минэкономики республики, в 2022 году экономика Татарстана выросла на 6%, а валовый региональный продукт составил 3,8 трлн. рублей. При этом нужно отметить, что рост зафиксирован не везде. Например, если промышленность и сельское хозяйство показали положительную динамику, то торговля - отрицательную, проблемы испытывают также общепит и сфера услуг.
- Развитая инфраструктура. Казань регулярно попадает на лидирующие позиции по различным рейтингам благоустройства и качества городской среды, которая в среднем гораздо выше, чем в большинстве российских городов.
- Событийная площадка. Казань часто принимает гостей по совершенно разным поводам - это спортивные олимпиады, соревнования и турниры, бизнес-конференции и форумы, крупные выставки, музыкальные концерты и многое другое. В 2018 году Казань была одним из принимающих городов Чемпионата мира по футболу, что стало дополнительным стимулом для развития инфраструктуры и роста туристической привлекательности.
- Высокая деловая активность. Татарстан - один из лидеров по числу предпринимателей (более 160 тыс.), регион с обилием активных предпринимателей, частая событийная площадка для крупных федеральных и международных бизнес-мероприятий, привлекательный регион для столичных инвесторов.
- Место для трудовой/учебной миграции. Учиться и работать в Казань приезжают жители соседних регионов Приволжья. Как правило, это молодые и талантливые люди, которые оставляют в регионе свои деньги и стимулируют развитие местной экономики, в том числе сферу недвижимости, досуга и развлечений, общественного питания.
- Активное строительство. Ежегодно Казань сдает более 800 кв. метров жилья, а в Татарстане в целом в 2022 году ввели более 3 млн. кв. метров жилой площади. По этому показателю республика занимает первое место среди всех 14 регионов Приволжского федерального округа.
- Высокий уровень поддержки предпринимательства. В Татарстане в 2023 году действует множество программ поддержки и сервисов для содействия бизнесу, включая такие как «360°», «Фермерский островок», «Реестр промышленных компаний», «Витрина закупок малого объема», «Зонтичный механизм поручительств», программа «выращивания» поставщиков и площадка реструктуризации долгов.
Помимо этого немаловажно отметить, что именно из Казани в свое время начинали свой путь многие известные франшизы, которые теперь продаются в другие регионы России. Среди них можно назвать кальян-бар Мята Lounge, сеть сервисных центров по ремонту мобильных телефонов «Кнопик», бренд женской одежды Serginnetti, компанию по производству пластиковых карт Cardzavod, сеть парикмахерских «Чио-Чио», производство шоколада ручной работы Frade, интернет-магазин техники Apple Jobscalling, сеть магазинов оригинальных товаров «Другие Сладости», дизайн-студию PixLine и прочие.
Минусы для старта по франшизе в Казани:
- Обилие конкурентов. Даже франшиза во многих случаях не избавит вас от высокой конкуренции города-миллионника, хотя и существенно поможет благодаря выстроенному позиционированию и рекламной политике.
- Занятость города для части франшиз. Та или иная франшиза может попросту не продаваться для франчайзи из Казани, так как Третью столицу компания может оставить для развития только собственных филиалов, либо же у нее имеется уже достаточно действующих партнеров-франчайзи в регионе.
- Высокая аренда помещений. Арендовать коммерческие помещения в Казани будет недешево, особенно вблизи туристических мест и станций метрополитена.
- Дефицит некоторых кадров. Хотя в Татарстан приезжают работать жители соседних регионов, с поиском некоторых специалистов в 2023 году могут возникнуть трудности - например, с врачами, работниками из сфер транспорта, логистики, строительства.
Особенность 2022-2023 годов для бизнеса также в том, что происходит замена ушедших иностранных брендов местными и федеральными компаниями. По данным агентства Associated Press со ссылкой на базу данных Йельского университета, после 24 февраля 2022 года, деятельность в России прекратило порядка 500 зарубежных компаний.
ТОП-6 популярных сфер франчайзинга в Казани
В 2023 году среди жителей Казани особенно популярны бюджетные франшизы с инвестициями до 1,5 млн. рублей. Интерес к дорогим франшизам за последнее время снизился.
Что касается сфер, то чаще всего в Казани обращаются к следующим категориям франшиз:
1.Франшизы услуг для населения
Услуги для населения - одна из самых широких категорий с обилием направлений и франшиз. Самые популярные - это франшизы салонов красоты, медицинских лабораторий, франшизы автосервисов, франшизы образования. Растет интерес пользователей к различным цифровым услугам, например, автоматам цифровой типографии.
Одни из лидеров по числу заявок в 2023 году в разделе “Услуги для населения” - франшизы пунктов выдачи заказов. Поскольку рынок еще не достиг своего потолка, в городе открывается очень много новых ПВЗ. Только “Яндекс Маркет” за январь-февраль 2023 года открыл в Казани 150 своих пунктов выдачи. В целом же, число пунктов выдачи в республике в 2022 году увеличилось на 41,5% - с 4885 до 6911 точек.
2. Франшизы розничной торговли
Среди франшиз розничной торговли у предпринимателей из Казани пользуются спросом как продовольственные, так и непродовольственные магазины: продуктовые магазины формата “у дома”, магазины дискаунтеры и магазины фиксированных цен, пекарни, пивные точки и алкомаркеты, магазины одежды и обуви, нижнего белья, продажа вейпшопов, аптеки и прочее.
Интерес также вызывают и такие трендовые направления торговли, как торговля товарами здорового питания, бытовая химия в розлив и прочее.
3. Франшизы общественного питания
Общественное питание - также в топе пользовательских интересов у казанцев. В Казани на рынок общепита оказывает влияние то, что город является одним из центров гастрономического туризма, поэтому помимо стандартных направлений пользователи часто интересуются франшизами татарской кухни.
Кроме того, не стоит забывать, что в Казани проживает большое количество мусульман. По данным опроса маркетингового агентства Zoom Market на июнь 2023 года, в Казане это 72% опрошенных. Поэтому высок запрос на концепции заведений халяльной пищи, количество которых на рынке не так велико.
Также в Казани пользуются спросом и другие “типичные” направления франчайзинга - франшизы бургерных, пиццерий и суши, кафе и ресторанов, кофеен и кофе с собой. Предприниматели активно ищут новые концепции и обращают внимание на новые проекты, включая проекты дарк китчен, работающие только на доставку. Развитию последних способствует присутствие в городе популярных агрегаторов. В Казани имеются основные службы доставки, такие как Яндекс.Еда, Delivery Club, «Самокат»и другие.
В целом же, как отмечают эксперты “Авито”, Казань летом 2023 года занимает четвертое место среди российских городов по темпам роста интереса к ресторанным франшизам, опережая в том числе Москву и Санкт-Петербург.
4. Франшизы бизнес-услуг (B2B)
Обилие индивидуальных предпринимателей и компаний - это тоже большой рынок и хорошая возможность запустить успешное дело по франчайзингу. Поэтому жителей Казани часто интересуют проекты в сфере бухгалтерии, рекламы и продвижения, финансовые и юридические услуги, аутсорсинга и прочих направлениях.
В частности, особенно актуальны в 2023 году услуги банкротства, доставки и грузоперевозки, вывода клиентов на популярные маркетплейсы, бьюти-коворкинги и некоторые другие направления.
5. Интернет и IT-франшизы
Наибольший интерес пользователей в сегменте интернет-франшиз - к франшизам онлайн-торговли - интернет-магазинам, торговле на маркетплейсах, а также к направлению интернет-рекламы, разработки сайтов и приложений, сервисам автоматизации.
По данным Data Insight, если в 2017 году доля электронной торговли в России составляла лишь 4% от всей розницы, то в 2022 году это уже 15%. Рынок активно растет благодаря бурному развитию маркетплейсов, обороты которых только за 2022 год выросли на 80% (до 2,7 трлн. рублей).
Ну и говоря про маркетплейсы, не будет лишним отметить, что у Казани имеется свой родной маркетплейс, который теперь развивает сети своих ПВЗ по стране - это «Казань Экспресс». Компания позиционируется как первая в РФ онлайн-платформа с бесплатной доставкой всего за сутки. KazanExpress также ищет партнеров, желающих открыть свой пункт выдачи заказов. Вложения на ремонт одного фирменного пункта составляют от 650 тыс. рублей.
6. Детские франшизы
Высок интерес и к такому направлению как детский франчайзинг - сюда входят проекты в сфере детского обучения, досуга и творчества, развлечений, магазинов детских товаров. В Казани проживает много молодых семей с детьми, которые приезжают жить и работать в Татарстан из Ульяновской области, Удмуртской республики, Республики Марий Эл, Башкортостана и других регионов Приволжского федерального округа. Соответственно, это рождает дополнительный спрос на соответствующие товары и услуги.
Зачастую франшизами детского направления интересуются женщины и мамы в декрете, которые находятся в поиске дополнительного дохода на период воспитания ребенка и в дальнейшем. К слову, согласно данным Росстата, число работающих россиянок с детьми с 2010 по 2020 год выросло с 62,8% до 67,1%.
6 актуальных направлений франшиз в Казани в 2023 году
А вот еще несколько более конкретных направлений франчайзинга, на которые по разным причинам стоит обратить внимание потенциальным франчайзи из Казани в 2023 году.
1. Франшизы школ и детских садов
Казань испытывает дефицит детских образовательных учреждений: мест в действующих заведениях часто не хватает, образуются очереди. Особенно такая проблема актуальна в крупных многоэтажных районах с большим числом молодых семей. Частные школы, клубы, детсады и прочие организации там могут быть очень кстати. Выбор сегодня по франчайзингу большой, в том числе заведений узкой направленности: от билингвальных детских садов и школ развития интеллекта до школ программирования и робототехники.
2. Франшизы иностранных языков
В 2023 году высок интерес россиян к изучению иностранных языков: кто-то изучает их для жизни и работы за рубежом, кто-то для получения хорошей профессии дома, ведь специалисты со знанием иностранных языков востребованы и на внутреннем рынке труда. В частности, по данным “Авито”, в 2023 году в Казани в 4 раза поднялся спрос на преподавателей китайского языка.
3. Франшизы фитнес-студий
После ковидных ограничений повысился спрос на занятия по фитнесу. В тренде у предпринимателей и клиентов сегодня студии небольшого формата на 200-500 квадратов, где проводятся тренировки по одному или нескольким видам дисциплин, например, по йоге, пилатесу, степ-аэробике. Как считают в Национальном фитнес-сообществе, до конца 2023 года в России откроется около 400 фитнес-клубов, и в основном это будут небольшие залы и студии.
4. Франшизы индустрии похудения
Это довольно широкая категория франшиз, куда помимо фитнес-клубов можно отнести различные студии коррекции и моделирования фигуры, медцентры, подписку на здоровое питание и прочее. Клиентов в это направление, с одной стороны, поставляет тяжелая ситуация с ожирением (по данным Министерства здравоохранения России, проблемы с лишним весом имеют более 50% взрослых россиян), с другой стороны - тренд на здоровый образ жизни и правильное питание.
5. Франшизы гостиниц/отелей/глэмпингов
Представители гостиничного бизнеса Казани отмечают нехватку номерного фонда в казанских гостиницах. Связано это с ростом внутреннего потока туристов в город, а также со снижением глубины бронирования и более частым совершением спонтанных поездок, что увеличивает организационную нагрузку на отели.
Кроме того, Казань часто становится местом проведения крупных мероприятий, во время проведения мест в отелях не хватает, поэтому гостями активно арендуется даже частный сектор. Например, в 2023 году такая ситуация наблюдалась во время матча за Суперкубок России по футболу или в даты проведения KazanForum с участниками из нескольких десятков стран.
6. Франшизы ремонта и строительства
Как мы уже заметили выше, Казань и Татарстан в целом активно строятся, город прирастает новыми многоэтажными комплексами, а за его пределами появляются новые коттеджные поселки. В связи с этим особенно актуальны будут франшизы услуг строительства и ремонта домов и квартир, франшизы отделочных работ, дизайна интерьера, франшизы проката строительного инструмента и услуг по предоставлению персонала, магазины строительных и отделочных материалов.