Всем привет! Меня зовут Виктор Ляшевский. Франшизные сети - это бизнес. Как и любой бизнес, они совершенно спокойно могут закрыться и умереть. Сегодня я расскажу вам три истории успешных франшиз, которые развивались, но тем не менее, были вынуждены закрыться.
1. История, наверное, самой первой франшизы на территории России - это "Дока-пицца”. Возможно, многие из вас помнят её по рекламе по телевизору. Это франшиза появилась у нас в 1994 году, и открыл её замечательный бизнесмен Владимир Догвань. За год своего существования сеть успела открыть 750 франшизных точек. Проблема только в том, что первый год её существование стал для неё последним.
Почему же это произошло? Довгань во многих своих интервью отвечает на этот вопрос. Основной причиной закрытия франшизы стало неготовность франчайзи следовать рецептуре. Они разработали отличный стандарт и отличный рецепт, при этом франчайзи пошли “кто в лес, кто по дрова", в итоге под брендом "Дока-пицца" работали многие заведения с разным качеством продукции. У кого-то пицца была очень высокого качества, а у кого-то просто никакая. При этом некоторые бывшие франчайзи "Дока-пицца" работают до сих пор, 25 лет спустя, а часть из них умудрилась построить даже большие региональные сети.
2. Эта история пришла к нам из Америки. Это история американской сети печенья и замороженного йогурта Mrs.Fields. Сеть открылась вскоре после великой депрессии, и прожила почти 80 лет, открыв при этом 1900 точек по всей стране. Закрылась она в 2009 году, на волне мирового кризиса.
Основной причиной закрытия этой компании стали, естественно, рыночные изменения. Дело в том, что рынок замороженных йогуртов (основной драйвер роста этой компании) стал очень сильно проседать, при этом появилось огромное количество конкурентов. И компания, несмотря на свою почти 100-летнюю историю, не выдержала этой конкуренции.
Основной причиной стала негибкость бизнес-модели франшизной сети, которая не позволяла франчайзи искать какие-то новые рынки, новые ниши, и адаптироваться к меняющимся реалиям. При этом можно сказать, что судьба всей сети сложилась достаточно хорошо.
Пару лет назад эту сеть выкупила другая компания, и сейчас сеть успела ещё вырасти по сравнению с 2009 годом, и достаточно успешно функционирует в США.
3. Это история компании Gorserv. IT-платформа, которая объединяет рядовых сотрудников ЖКХ и потребителей их услуг. Как Uber, но только для сантехников. Франшизную сеть компания запустила в 2017 году, но через год, несмотря на то, что она сумела открыть 25 точек, франшиза закрылась.
Основных причин закрытия было две: во-первых, самые успешные франчайзи через некоторое время посчитали, что они сами могут вести этот бизнес, забили на информационную систему, и всё это стали делать в созданных на коленке таблицах в Excel.
Таким образом, они ушли из-под бренда франчайзера, и стали зарабатывать деньги в этой сфере самостоятельно. Во-вторых, неуспешные франчайзи. Через некоторое время они решили, что раз им поставляет заказы франшизная сеть управляющей компании, им самим ничего делать не надо. Они просто сидели и ждали заказы, параллельно занимаясь какой-то своей деятельностью. Сами они активными продажами вообще не занимались.
В итоге через год франчайзер обнаружил, что несмотря на 25 проданных франшиз, из них функционирует буквально 2-3.
Для того, чтобы франшизная сеть была успешной, нужно хорошо продумать её на начальном этапе. Кроме того, даже если вы построили успешную франшизу сеть, никогда не забывайте про реалии рынка. Учитесь к ним адаптироваться, и помогайте адаптироваться вашим франчайзи.
Комментарии