Почему расторгают договор франчайзинга
Инициатива прекратить партнёрские отношения во франшизах может исходить как от головного офиса, так и от франчайзи. А зачастую – и сразу от обоих.
Причин может быть много. Самая простая из них – партнёры не сошлись во мнениях. Так действительно бывает. Один возлагал слишком большие надежды, покупая популярную франшизу, другой – ожидал больше самостоятельности.
Но такой вариант – почти сказка. Чаще всего одна из сторон не выполняет свои обязательства. А вторая – не собирается с этим мириться.
Или ещё хуже – франчайзер получает паушальный взнос, а плотно заняться своим новоиспечённым партнёром не торопится, оставляя развитие бизнеса без своего внимания. Либо же франчайзи, платит деньги и полностью расслабляется, так как думает, что франчайзер сделает всё за него.
Вот примеры, когда инициатором выступает франчайзер:
🔹 Франчайзи не оплачивает вовремя роялти (есть франшизы без роялти)
🔹 Франчайзи нарушает правила использования интеллектуальной собственности
🔹 Открываются несогласованные с головным офисом точки
🔹 Не учитывается стратегия компании в плане развития маркетинга (характерно для франшиз с большим количеством партнёров)
🔹 Не соблюдаются правила рекламной политики фирмы
Но к расторжению может вести и франчайзи. Чаще всего это случается, если:
🔸 Бизнес не приносит той прибыли, которую обещал франчайзер (смотрите рейтинг франшиз)
🔸 Маленький клиентопоток, который не даёт развиваться
🔸 Не предоставляется та поддержка и материалы, которые были заявлены изначально франчайзером (лучше искать франшизы для начинающих)
Сложность в том, что каждый участник процесса расторжения договора хочет остаться в выгоде. А зачастую процесс прекращения партнёрских отношений никак к этим выгодам не ведёт. Вот и тянут на себя одеяло недовольный франчайзер и недовольный франчайзи.
Продавец франшизы стремится получить все платежи, на которые рассчитывал, либо же взыскать штрафы с франчайзи за неисполнение обязательств.
Покупатель же стремиться не только уклониться от всех возможных платежей, но и зачастую вернуть вложенные деньги.
И вот из-за такого «перетягивания одеяла» и превращается простое расторжение договора франчайзинга в настоящее юридическое противостояние. Дело нередко заканчивается судом. Самостоятельно с такой проблемой справиться может не каждая фирма, как минимум, если в штате нет юриста.
К кому обращаться за помощью в расторжении договора франчайзинга
Поэтому на помощь приходится звать адвокатов и специалистов юридического поля. Однако франчайзинг в России – дело не то чтобы не проработанное, но имеющее множество нюансов, которые законодательно ещё не до конца утверждены. Как следствие – чтобы всё-таки перетянуть то одеяло на свою сторону, нужно обращаться именно к профильным фирмам, специализирующимся на юридических вопросах франчайзинга.
Чем может помочь юридическая фирма, занимающаяся решением споров во франчайзинге
Для франчайзера:
🟢 Формированием правовой позиции по ситуации
🟢 Подготовка претензии, в которой будет отражены все существенные данные и требования по конкретным пунктам договора франчайзинга и действующему законодательству РФ.
🟢 В случае, если ситуацию нельзя урегулировать до суда – подготовка полного пакета документов для судебного разбирательства и взыскания всей имеющейся задолженности.
Для франчайзи:
🟡 Изучение договора франчайзинга из-за которого возникли разногласия на предмет признания его недействительным в судебном порядке.
🟡 Формирование позиции для защиты в случае претензии со стороны франчайзера.
🟡 Формирование на основе изучения договора претензии продавцу франшизы, в которой излагается требование о возврате всех или части денежных средств, ранее переданных по договору. Либо требование о расторжении договора.
В случае невозможности урегулирования проблемы до суда, подготовка пакета документов для требования взыскания убытков в суде.
Один из главных моментов, на которые стоит обратить внимание в первую очередь – опыт компании в решении именно франчайзинговых вопросов.
👉 Как вариант – фирма «Бюрократ» - юридическая служба, которая занимается именно вопросами франчайзинга – от помощи в составлении договоров франчайзинга до разрешения споров между продавцом и покупателем франшизы в суде.
Сотрудники фирмы выделяют 4 основных шага при возникновении споров между участниками договора франчайзинга. И на каждом из этих 4-х этапов представляют своего клиента:
- Проведение анализа текущей ситуации и формирование правовой позиции
- Разработка безопасного механизма расторжения договора франчайзинга
- Подготовка претензии
- Представление интересов клиента в суде
Комментарии