В 2020 году рынок франшиз доказал, что кризисы ему не страшны. Пандемийный год, самоизоляция, ограничительные меры – всё это повлияло на все сферы бизнеса. Причём под ударом оказались не только те, кто уже освоил свою нишу, но начинающие бизнесмены, которые только разрабатывали план по покорению вершин предпринимательства. Риски росли в геометрической прогрессии, а неизвестность на фоне локдауна и других запретов порождала неуверенность в будущем. Неясно, как бы всё обернулось, если бы не франчайзинг.
По статистическим данным нашего каталога, в апреле 2020-ого года, когда всех «закрыли» дома, спад был глобальным, в том числе и во франчайзинге. Количество заявок на покупку новых франшиз снизилось сразу на 44%, чего не бывало даже в летние периоды. Пострадали все отрасли. Кафе и рестораны – спрос упал на 47%, квизы потеряли 56%, о кофейнях «забыли» 49% будущих предпринимателей, производственные франшизы упали на 40%. Даже отрасли, которые продолжали работу в самоизоляцию, не смогли избежать падения. 42% падения у медицинских центров и 12% - на интернет-магазины.
Однако франчайзинг в любой кризис чувствует себя лучше самостоятельного бизнеса. После падения начался рост. Юрий Богомолов – основатель каталога франшиз Businessmens.ru, отмечает, что снижение в апреле – это не закономерность, а реакция предпринимательства на неожиданный фактор. Люди буквально остались без точной информации – что происходит, и что будет происходить дальше. Куда всё движется. Но уже в мае всё стало приходить в норму, спрос стал постепенно расти. К осени можно было говорить о восстановлении допандемийных показателей, а к октябрю среднее количество заявок превышало старые показатели на 45%.
Такой резкий рост после ощутимого падения определился несколькими факторами, которые и вначале 2021 года продолжают влиять на рынок франчайзинга. Во-первых, франшиза – это всегда снижение рисков для начинающего предпринимателя. Готовая концепция, проверенная и отработанная. Обучение с подробными инструкциями, другие виды поддержки новичков – всё это определяет уверенность даже начинающих. Поэтому в кризис люди отдают предпочтение франчайзингу, а не собственным идеям бизнеса.
Во-вторых, продолжает расти количество постоянных пользователей интернета. По данным аналитиков из Data Insight, только за 3 месяца пандемии, количество пользователей в сегменте онлайн-торговли в России выросло на 10 миллионов человек. То есть люди стали увереннее и больше пользоваться сетью, где как раз и расположены основные рекламные каналы франшиз.
В-третьих, на передовую вышли направления, которые до этого тоже были в трендах, но развивались постепенно – интернет-магазины, дискаунтеры, продуктовые формата «у дома» и конечно же маркетплейсы. Получили свою долю спроса медицинские франшизы, лаборатории, стрит-фуд, как представитель недорогих концепций. А также определились аутсайдеры (временные, но тем не менее). Это дорогие рестораны, офлайн-развлечения – квизы, квесты, туристические фирмы, фитнес-клубы.
Все три направления будут определять развитие рынка франчайзинга как минимум до конца 2021 года несмотря на то, что локдаунов больше не намечается. А спрос на франшизы будет формироваться под их влиянием, хотя уже к весне 2021 года он вышел на свой стабильный вектор и таких резких скачков, какие можно было наблюдать в прошлом году не будет. Так, например, в апреле-мае 2021 года можно было снова наблюдать снижение интереса к франшизам. Но в рамках 15-20%, а не 44%, как это было годом ранее. И опасений это не вызывает, потому что характерно для любого обычного года.
Так, по данным нашего портала, в 2017 году среднее количество заявок за летние месяцы снизилось на 26%. В 2018 году снижение отмечалось в этот период на уровне 15%. После этого, в 2019 году падение составило 14%. То есть сезонность у франчайзинга есть, и спрос падает летом. Но 2020 год все среднестатистические данные перемешал. Поэтому то, что сейчас рынок снова выходит на стабильные показатели, хотя речь о снижении – всё равно позитивный факт. Потому что снова можно приступать к аналитике и прогнозам, не опасаясь неожиданных скачков. Да и пандемия стала уже более или менее привычной реальностью.
Так, по прогнозам наших экспертов, уже в августе 2021 года можно будет наблюдать повышение интереса к франшизам после закономерного летнего падения. А с сентября наступит новый «сезон». Благодаря таким факторам, как популяризация через онлайн-каналы, субсидирование государством франчайзинга и большое количество недорогих концепций, спрос на этом рынке к концу года станет выше. В среднем за этот год франчайзинг вырастет на 10-15%. Глобальных потрясений и смены курсов мы не увидим. И по-прежнему, на первом месте по популярности останутся франшизы стоимостью до 500 000 рублей.
Комментарии