Франшиза – право на использование бренда, названия и технологий другой компании. Сейчас уже никого не удивить возможностью запустить собственную «Пятёрочку», пункт выдачи «Яндекс.Маркета» или топовый барбешоп. Франчайзинг – верный способ снизить риски при запуске своего бизнеса и открыть то, что уже где-то работает.
Но так ли хороши франшизы? Неужели каждый сможет просто взять, купить франшизу и оказаться с прибылью в сотни тысяч рублей как настоящий бизнесмен?
Отвечаем на эти вопросы и рассказываем, кому можно, а кому нельзя покупать франшизу.
Что хорошего во франшизе
- Готовая модель – вся система бизнеса, придумывать ничего не нужно;
- Опыт франчайзера. Команда сама открыла как минимум одно дело (часто больше)
- Меньше риски. Как раз за счёт отработанной модели
- Обучение. Не везде, но встречается часто. Крайне необходимо новичкам
- Сопровождение. Всегда можно запросить помощь и консультации
- Готовые технологии. В некоторых видах бизнеса без их разработки не обойтись
Минусы франшизы
- Стоимость. Франшизу (права на бренд) продают. И продают за деньги. Есть паушальный взнос – единовременная плата при покупке. И есть роялти – ежемесячные отчисления в виде процента (часто с оборота). В некоторых случаях встречается маркетинговый взнос (для продвижения всей сети).
- Универсальность модели. Одни и те же форматы бизнеса действуют неодинаково в разных городах. К сожалению, не все франчайзинговые сети могут похвастаться успешностью своих концепций в других регионах.
- Схемы. Как и на любом другом рынке, во франчайзинге встречаются примеры, когда компания продаёт франшизу только, чтобы получить паушальный взнос, после чего перестаёт работать со своим франчайзи.
Хотите узнать больше о том, как работают франшизы – читайте статью Термины франчайзинга.
Но обман встречается не так часто, вопрос с выживаемостью формата в регионе решается предварительной оценкой конкуренции, а затраты на стоимость франшизы нивелируются прибылью с бизнеса. Всегда помнить нужно лишь одно – франшиза – это не «волшебная таблетка», которая сделает ваш бизнес успешным.
Что нужно помнить тем, кто покупает франшизу
Франшиза – не панацея для тех, кто не хочет работать. Сил, времени и денег нужно будет вкладывать также много, как и в собственном бизнесе. Разница лишь в том, что вам будут помогать и консультировать. То есть все ваши вложения будут более эффективными.
Выбрать себе франшизу
Поэтому можно выделить тех, кому покупка франшизы подходит, и тех, кому франшиза не подходит.
Кому подходит франшиза
- Опытным предпринимателям с собственным бизнесом, которые хотят открыть новое направление, или расширить старое
- Новым предпринимателям, которые хотят начать свой бизнес, но боятся не справиться в одиночку.
- Владельцам коммерческой недвижимости, желающим, чтобы она приносила доход (бизнесом управляют сами, либо нанимают управляющих)
- Людям со свободным временем (только если они готовы вкладывать и время, и силы, и деньги).
Кому нельзя покупать франшизу
- Тому, кто хочет пассивного заработка (исключения – инвестиционные франшизы и франшизы с пассивным форматом, но первые требуют больше денег, вторые – приносят меньше денег).
- Тому, кто думает, что за него всё сделают, а ему нужно будет только значиться директором на бумаге.
- Тому, кто не готов действовать по правилам чужого бренда.
Заключение
Франшиза – удобный инструмент для начала своего бизнеса с помощью готовой модели другой компании. Подходит тем, кто готово вкладывать силы, время и деньги, как и в свой бизнес, так как франчайзинг даёт ряд преимуществ и снижает риски. Не подходит тем, кто считает, что за него всё сделают.
Комментарии