Что такое франшиза
Точный ответ на этот вопрос зависит от сферы, где вы это понятие используете. Чаще всего это бизнес, где:
Франшиза – это партнерство, где компания за плату передает другой компании или предпринимателю права на использование товарного знака, описание бизнес-процессов, технологию, ноу-хау и другие свои наработки и интеллектуальную собственность.
Цель такого партнерства – открытие бизнеса под брендом компании. Такую компанию называют франчайзером, а того, кто покупает право создать её “копию” – франчайзи.
В роли франчайзера обычно выступает крупный бизнес. Это сети, работающие на федеральном и международном уровнях или крупные региональные игроки. Франчайзи – это обычно небольшие фирмы и ИП, желающие заручиться помощью опытных компаний.
Из чего состоит франшиза
Состав бывает разный, но чаще всего она состоит из этих компонентов:
⭐ Бренд и фирменный стиль. Знакомый покупателям образ компании, репутация, логотип, фирменный стиль. Обязательно должен быть зарегистрированный товарный знак.
⭐ Бизнес-модель. Это пакет инструкций и руководств по всем бизнес-процессам. Технология производства, продаж и/или методика обслуживания, стандарты обустройства помещения, должностные инструкции сотрудников, перечень поставщиков, гайды по открытию, примеры договоров.
⭐ Ноу-хау. Знания и секреты по ведению бизнеса, с которыми партнер избежит ошибок в работе.
⭐ Платежи. Франшиза по закону (по договору коммерческой концессии) невозможна без платежей – вознаграждений для франчайзера. Это разовый вступительный платеж (паушальный взнос) и регулярные ежемесячные отчисления (роялти).
Как работает франшиза
1. Компания с известным брендом принимает решение масштабировать свой бизнес.
2. Для будущих партнёров разрабатывают предложение. Описывают бизнес-модель, собирают перечни документов для открытия, создают инструкции и уроки, формируют базы поставщиков оборудования, товаров, расходных материалов, разрабатывают финансовые условия.
3. Компания продает франшизу, а покупатель подписывает договор и оплачивает паушальный взнос, обязуясь выполнять стандарты фирмы и регулярно оплачивать ей роялти.
4. По требованиям компании франчайзи открывает свой бизнес под её брендом.
5. Франчайзи ведет бизнес по стандартам компании на протяжении действия договора франчайзинга. После завершения срока договор продлевается по желанию.
Плюсы и минусы франшиз
Для обеих сторон франчайзинг имеет преимущества и слабые моменты, а универсального ответа на вопрос, выгодно это или нет, не существует. Зависит от конкретного предложения.
Плюсы для франчайзера | Недостатки для франчайзера |
Быстрое масштабирование бизнеса за счет чужих инвестиций;Рост узнаваемости бренда;Доходы от продажи франшизы, либо от роялти, поставок товаров;Вместо нанятых управленцев на зарплате – равноправные и мотивированные на развитие бизнеса партнёры. | Риск снижения репутации бренда, если стандарты компании не будут выдерживаться;Возможная утечка коммерческой тайны и копирование бизнес-модели;Нужно постоянно контролировать партнёров. |
Преимущества для франчайзи | Минусы для франчайзи |
Меньше ошибок на старте, быстрый выход в прибыль;Меньше усилий и расходов на рекламу;Есть готовая модель, понятно, что, как, кому продавать;Есть обучение, поддержка опытных наставников и других франчайзи сети. | Ограничение свободы в управлении бизнесом;Финансовые обязательства: паушальный взнос, роялти, скрытые платежи.Юридические сложности: договор составляется франчайзером и в первую очередь защищает его права. |
Виды франшиз
В бизнес сфере традиционно выделяют три основных типа:
🟢 Производственная. Дает право производить товар по технологии компании и продавать его под ее брендом. Главное для расширения компании – передача технологии производства и ее соблюдение франчайзи. Известный пример – заводы Coca-Cola. В малом бизнесе это мини-производства: это изготовление тротуарной плитки, стройматериалов, деревянной мебели и изделий.
🟢 Товарная. Здесь франчайзер – поставщик товара, то есть производитель или дистрибьютор, а розничные магазины партнёров – каналы сбыта. Это супермаркеты, магазины одежды и обуви, косметики, аптеки, алкомаркеты.
🟢 Сервисная. Тут франчайзер передает технологии обслуживания клиентов, в которых он эксперт. Упор на обучение сотрудников, автоматизацию бизнеса с помощью IT-платформ и мобильных приложений. Это салоны красоты, турагентства, автосервисы, образование, интернет-сервисы, услуги ремонта, развлекательные проекты.
Объем прав, который приобретает франчайзи вместе с покупкой бизнесв, может различаться. Из-за этого тожевыделяют несколько типов:
🔵 Исключительная – по ней франчайзер передает права работы на конкретной территории только одному партнеру;
🔵 Неисключительная – на территории могут развиваться несколько франшиз;
🔵 Мастер-франшиза (золотая) – франчайзи получает право продавать франшизу на своей территории другим франчайзи, то есть есть становится субфранчайзером. Кроме того, предприниматель может работать в выделенном для него районе или целой стране единолично.
Это еще не все существующие виды. Например, есть обратный франчайзинг, когда вознаграждения получает не франчайзер, а франчайзи. Такая схема используется в интернет-торговле и в ритейле.
Ну и, конечно, популярна классификация по видам бизнеса: общепит, продовольственная и непровольственная розница, сфера услуг, производство. О самых популярных – далее.
Франшиза в общепите
Одна из самых популярных категорий франчайзинга – общественное питание. Разброс предложений разный: от мелких точек кофе с собой до дорогих ресторанов на сотни мест. Поэтому размеры инвестиций различаются в десятки и даже сотни раз.
Выбирая франшизу общепита, кроме бренда важно обращать внимание на продукт, который должен нравится многим. Франчайзеры здесь передают технологические карты блюд, с помощью которых партнеры смогут воспроизвести точно такое же меню у себя в заведении. Консультируют по найму персонала и подбору кухонного оборудования, дизайну помещения в фирменном стиле.
Кроме того, сетевые рестораторы сегодня дают сильную автоматизацию. Общепит – это сфера с обилием бизнес-процессов: закупка продуктов, учет себестоимости блюд и расхода ингредиентов, контроль свежести, бронирование столиков, контроль за персоналом, который работает в плавающем графике и часто меняется, то есть это сложные расчеты по зарплате.
Франшиза в продовольственной рознице
Востребованы по двум причинам:
👉 Во-первых, благодаря пониманию предпринимателей, что продукты нужны всем и всегда независимо от экономической ситуации.
👉 Во-вторых, все большую долю на рынке занимают сети, с которыми сложно конкурировать и к которым проще присоединиться.
Франшизы тут относятся к товарным. Франчайзер – это компания-производитель или оптовый дистрибьютор. Известные компании в продовольственном сегменте это «Фасоль», «Пятерочка», «Авокадо», «Красное&Белое», «Жизньмарт».
В продовольственной рознице компания-франчайзер существенно облегчает ведение бизнеса и погружение в тему. Также дается автоматизация: товароучетная система, принципы работы со специальной и маркированной продукцией, которую нужно проводить через госсистемы “Честный знак”, “Меркурий” и ЕГАИС, внедряет свою программу лояльности.
Франшиза в непродовольственной рознице
Это магазины одежды и обуви, товаров для детей, автозапчастей, бытовой химии, косметики, аксессуаров и ювелирных изделий. Известные представители – «Галамарт», Fix Price, «Магазин постоянных распродаж», Sokolov, 585 Золотой.
Масштабы различаются от небольших островков в ТЦ до гипермаркетов. В таких предложениях все примерно так же, как и в непродовольственной рознице, акцент идет на товар, поставки, автоматизацию, но отпадают проблемы с порчей товаров, меньше проблем с хранением. Оборудовать магазины часто проще, так как не требуются холодильное оборудование. Минус сегмента – покупатель уходит в сеть и покупает непродовольственные товары в маркетплейсах.
Франшиза услуг
К франчайзингу в услугах компании приходят, когда они хорошо отработали технику обслуживания и готовые ее повторить в других регионах. Это и бьюти-услуги (салоны красоты, маникюр, барбершопы, эпиляция), медицинские услуги, B2B, автосервисы, образование – школы, курсы, клубы и кружки. Но лидирует по запросам в последние годы направление пунктов выдачи заказов – ПВЗ от популярных маркетплесов - Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет.
Где искать франшизы
🔺 Поисковики. Если знаете название бренда, легко найти сайт компании и перейти в раздел о франчайзинге.
🔺 Каталоги. Здесь представлено сразу много предложений, они удобно распределены по сферам, категориям поиска, инвестициям. Например, в каталоге Бизнесменс.ру - более 2000 предложений и более 240 категорий только по видам деятельности.
🔺 Социальные сети. Не самый популярный канал, но часть компаний начинают с него, там же более активно общаются с аудиторией.
🔺 Выставки. Постоянно проходят в крупных городах России. Посмотреть расписание на 2024 год можно здесь.
Франшизы не в бизнесе
Помимо бизнеса франшизы вы можете встретить и в других сферах, где это слово имеет иные значения:
🔹 Медиафраншиза – линейка продукции в мире медиа, включая литературные произведения, кинофильмы, телепередачи, компьютерные и мобильные игры, которые связаны едиными элементами. Известные примеры среди телепередач – Survivor (“Последний герой”) и шоу “Голос”. Права на медиафраншизу тоже могут передаваться другим компаниям, как и в бизнесе.
🔹 В кино – вид медиафраншизы в мире кино, право на снятие сиквелов и ремейков на основе популярного фильма. Например, “Люди Икс”, “Звездные войны”, “Гарри Поттер”.
🔹 В спорте – модель, когда название спортивной команды передается местным коллективам с добавлением города.
🔹 В страховании – часть ущерба, которую страховщик не выплачивает страхователю по условиям договора страхования.
Комментарии